Как правильно обгонять: советы Стига из Top Gear

Стиг советует, как правильно обгонять на автомобиле

Бывший «Стиг» из программы Top Gear, которого в миру зовут Беном Коллинзом, в своей книге «Водить как Стиг» делится навыками и опытом, приобретенным во время двадцатилетней карьеры. Это один из лучших водителей в мире, участвовавший в гонках классов Le Mans и NASCAR, он водил «Бэтмобиль» в фильмах про Бэтмена и уклонялся от пуль, когда работал дублером Джеймса Бонда. Вот как он делится собственным опытом управления автомобиля в экстремальных и необычных условиях.

 

Прежде чем Гэри Пауэлл (координатор сцен трюков в фильме о Джеймсе Бонде, известном российскому зрителю под названием «Квант милосердия») закончил задавать мне вопрос о возможности моего участия в фильме с Джеймсом Бондом, я успел уже дважды ответить: «да». (..)

 

«Каждый день в 5.45 утра мы отправлялись на брифинг, затем в костюмерную, чтобы инициировать сорокапятиминутную метаморфозу. Костюм из коллекции Tom Ford, сшитый на заказ для Дэниела Крейга, на руку «агента 007» полагались часы «Omega Seamaster». Я помню, что мне приходило в голову, что надо будет постараться, чтобы оказаться достойным этого наряда. В гараже нас ждали двенадцать автомобилей Бонда – в основном модели от Aston Martin – DBS, каждая из которых оценивалась не менее чем в 160 тысяч фунтов, а также шесть Alfa Romeo и по мелочи целая флотилия незаметных автомобилей, используемых на втором плане»…

 

Каскадерские трюки

«…Грузовик, перевозивший мусорный контейнер, въезжает на холм со скоростью 80 км/ч. Моя роль заключалась в том, чтобы нагнать попутную фуру в авангарде конвоя, состоящего из трех Альфа Ромео. После прохождения вершины на втором левом повороте я должен обогнать и спрятаться за нее, уйдя на свою правую полосу».

 

Звучит как не очень сложный каскадёрский трюк, однако в том, что выглядит как повседневная рутина – любой автомобилист хоть раз в жизни совершал обгон с выездом на полосу встречного движения, – кроется большая опасность, если речь идет о сцене, в которой встречный транспорт должен проноситься мимо на волоске от прямого физического контакта, избегая столкновения. Кадры должны будоражить кровь зрителей, но не меньше они волнуют самих каскадеров, выполняющих эти трюки.

 

«В фильмах о Джеймсе Бонде нет каскадерских трюков, которые были бы сделаны при помощи компьютерных спецэффектов». Все – натурель!

 

Гэри подозвал нас к себе:

 

«Бен, что бы ни случилось, ты должен вернуться на правую полосу, пока не подъехал Роули».

 

«Как и в случае любого маневра обгона, важнейшим вопросом был выбор верного временного промежутка. Каждый день мы делаем это, идя, к примеру, по тротуару и обгоняя попутных медлительных прохожих. Единственная разница заключается в том, что люди весят меньше, чем автомобили. Да и скорость у них поменее будет.

 

Если бы я вошел во второй поворот слишком поздно, мгновение спустя оказался бы бок о бок с грузовиком без возможности уйти на правую полосу, заблокированную фургоном. А если бы я влетел в поворот слишком рано, кадр был бы испорчен.

 

Во время пробных поездок я поймал себя на том, что моя правая нога перемещалась в направлении педали газа каждый раз, когда отвесные стены скал блокировали мне видимость. Мне пришлось переосмыслить происходящее и начать отсчитывать про себя время маневра – только тогда вся последовательность удалась…»

 

Вот момент того рискованного обгона, лучший кадр которого вошел в фильм «Квант милосердия». Прочувствуйте всю остроту происходящего, вам бы точно не захотелось попасть в такую ситуацию на дороге:

1.00 минута видео

 

Обгон – это, вероятно, самый рискованный и сложный маневр, который каждый из нас, автомобилистов, совершает на дороге. Быть может, поэтому инструкторы на курсах подготовки водителей подчеркивают, что обгонять машины в двухрядье стоит только в крайнем случае, предварительно убедившись в безопасности маневра.

 

Даже на гонках во время напряженного соревнования маневр обгона может быть не настолько опасным, как на обычной междугородней трассе. В лоб на гоночном треке вам точно никто ехать не будет. Поэтому нужно помнить, что если решение об обгоне окажется неправильным, то водитель может не успеть, правильно спрогнозировав ситуацию, избежать столкновения. Последствия могут быть самыми печальными.

 

«Главный вопрос, который я ставлю себе перед принятием решения об обгоне, звучит так: действительно ли мне это нужно? Если интенсивность движения высокая, не имеет смысла рисковать жизнью и здоровьем только для того, чтобы увидеть перед собой номерной знак.

 

Однако если ответ на вышеуказанный вопрос является утвердительным, то я начинаю с подготовки плана. Этот план должна затем утвердить часть моего сознания, которая не хочет быть донором органов. Этот план требует свободного пространства и скорости, достаточной для начала маневра обгона. Вроде бы просто, но дьявол кроется в мелочах. Во время предварительной оценки ситуации следует напрячь зрение в поисках очевидных причин для того, чтобы не обгонять».

 

Реальная жизнь. Скорость, разгон и положение

«Когда вы приближаетесь к медленно движущемуся транспортному средству, проанализируйте ситуацию заранее, на расстоянии. Чем быстрее я движусь, тем лучше, поскольку это даст некоторое время на раздумье, позволяя при этом держать запас скорости. Подходящий момент крайне важен для плавного обгона, потому что позволяет свести к минимуму время, затрачиваемое по ту сторону дороги с нажатой до упора педалью газа.

 

Если «притереться» к заднему бамперу впереди идущего автомобиля, вы будете вынуждены сбросить скорость, сравнявшись со скоростью движения вашего «препятствия», это существенно ограничит возможность эффективного ускорения.

 

В ситуациях, в которых вы должны проявить терпение, лучше всего соблюдать дистанцию, равную трем корпусам автомобиля, и сравнять свою скорость со скоростью движения автомобиля перед вами. Повторюсь, приближаться слишком близко к автомобилю, который вы намерены обогнать, недопустимо еще по одной причине – он будет загораживать вам обзор, особенно если перед вами грузовик. Вы не увидите ничего, кроме надписи «Длинномер».

 

Приготовления перед обгоном

«Заранее переключитесь на пониженную передачу. Ее нужно подбирать исходя из следующей логики: 1. Она позволит вам разогнаться максимально интенсивно и до максимально возможной скорости без необходимости переключения. 2. Эластичности передачи хватит для целостного завершения маневра. То есть вы должны быть уверены, что ваш тахометр не упрется в отсечку на встречной полосе, заставив вас переключаться, а это драгоценные доли секунды… и ваша безопасность.

 

Вы уверены, что скорости достаточно? Включена верная передача? Перед вами открывается полная картина происходящего на встречной полосе? Если все верно – пришло время действовать!»

 

Зеркала. Вы уверены, что никто не собирается вас обгонять? Не будьте так уверены, пока не проверите. Перед началом маневра посмотрите в левое зеркало: на встречной полосе не должно быть попутного транспорта. В том числе мотоциклистов.

 

«Дополнительная проверка безопасности маневра. В случае необходимости можно осторожно «выглянуть» на встречную полосу, чтобы расширить свое поле зрения и еще раз убедиться, что путь для вас свободный. Теперь вы можете приступить к обгону или в противном случае, если видна помеха или времени на разъезд со встречным автомобилем нет, нырнуть обратно на свою половину дороги.

Дорога свободна? Значит, вперед!»

 

Помните о динамике, будьте решительными, включите поворотник и начинайте маневр.

Ускорение: прибавьте газа, чтобы набрать обороты и динамично обойти машину справа. Если по какой-то причине вы решите, что должны прекратить маневр, у вас будет на это время только в том случае, если запас будет не менее 5 секунд. Но лучше семь раз отмерить, а не рубить сплеча. Экстренно отмораживаться на встречке – не самая лучшая идея. Это слишком опасно.

 

«Внимание: когда обгон начался и вы начали обходить попутный автомобиль, сосредоточьтесь на дальней видимой точке дороги, высматривая встречный транспорт, а также на свободном пространстве на своей полосе, которое является вашей целью. Краем глаза следите за обгоняемой машиной. Как только отъедете от нее на достаточное расстояние и автомобиль полностью будет виден в правом зеркале заднего вида, можно приступать к возвращению обратно, заранее предупредив световой индикацией (правым поворотником), что вы начинаете перемещаться вправо.

 

Готово!»

 

Типичные ошибки

 

I. Удар в бок или столкновение по касательной задней частью автомобиля – это распространенная ошибка. Неправильная оценка расстояния в сочетании со слишком нервной реакцией на приближающийся поворот или приближающуюся издали машину заставляет водителей начать нервничать, их покидает здравый рассудок. Резкий поворот руля вправо, в надежде, что так что-нибудь получится. БУХ!

 

Смотрите также: Что делать и чего не делать, если на вас выскочил автомобиль со встречки?

 

Импульс, посланный вами рулю в сочетании с силой удара в область заднего колеса, скорее всего, развернет автомобиль. Поэтому, обгоняя, вы должны быть точны от начала и до самого конца.

 

II. При обгоне помните о клаксоне. Если водитель транспортного средства не заметил вас и начинает перемещаться в сторону вашей траектории движения, проинформируйте его о вашем присутствии гудком.

 

III. Потеря контроля над автомобилем во время обгона. Большинство дорог спроектированы таким образом, что середина проезжей части находится выше, чем боковые ее стороны. Когда проезжаете вершину дорожного полотна, меняется распределение нагрузки на подвеску, что может быть дестабилизирующим фактором. Если добавить к этому резкое движение рулем или слишком резкое нажатие на педаль газа, это может привести к опасной потере контроля над автомобилем. Поворот и мокрый асфальт дополнительно ухудшают дело.

 

Важные советы

«Совершайте маневр плавно и спокойно – во время обгона вы должны остерегаться любого преувеличения, как в виде резкого нажатия педали газа, так и слишком долгого нахождения по ту сторону осевой линии.

 

В автомобилях с перпендикулярно расположенными двигателями при резком ускорении наблюдается четкая тенденция к изменению направления движения, представляющая собой проблему, особенно в случае мощных хэтчбеков: крутящий момент буквально вырывает руль из рук, изменяя траекторию движения. В автомобилях с приводом на заднюю ось резкое добавление газа в свою очередь может вызвать потерю сцепления в наименее желаемый момент.

 

Ни в коем случае не нервничайте. Сохраняйте спокойствие, контролируйте ситуацию, следите за «мелочами». В этом деле их не существует!»

 

«Если вы, находясь на противоположной стороне дороги, увидели, что издали на вас несется автомобиль, вы должны сделать субъективную оценку ситуации. Если вы уже хотя бы частично обошли обгоняемый автомобиль и до встречного авто расстояние позволяет завершить маневр, нажав на педаль газа сильнее, вы сможете безопасно вернуться на свою полосу. В противном случае вы должны отказаться от обгона, плавно затормозить и вернуться на свою полосу движения.

 

Проблемы с торможением во время маневра обгона заключаются в том, что другой водитель – такой же человек, и, вероятно, с самого начала наблюдая ваши нелепые попытки, он может сбросить скорость одновременно с вами, в результате заблокировав вам путь обратно на вашу полосу. В таком случае я могу вам только пожелать много-много везения».

 

«Если вы выйдете из внезапной экстремальной ситуации победителем, то во внезапном порыве адреналина вас охватит настоящая эйфория – такое состояние сохранится по крайней мере еще в течение двадцати минут. Не позвольте ей перерасти в синдром супергероя. То, что произошло, было серьезной ошибкой, вы должны запомнить этот опыт, а затем воспроизвести его в своем воображении и попробовать определить, что вы сделали не так».

 

Вот такие нестандартные советы от Стига – гонщика и каскадера. Наверное, в них есть немало рациональных зерен. Прислушаемся к ним.

Оцените новость:
8.06.18 (21:44)
5 855
Источник — © 1gai.ru
Автор — Eric
Автомобили из каких стран вы считаете надежными?

Следите за нами в соцсетях

Новостная рассылка


Рассылка анонсов статей производится каждый понедельник