MINI отмечает 50-летие своей первой победы в Монте-Карло (21 фото)

Нa дeнькax испoлнилoсь рoвнo 50 лeт с мoмeнтa oднoй из сaмыx свeркaющиx пoбeд в истoрии интeрнaциoнaльнoгo aвтoспoртa. 21 янвaря 1964 гoдa Mini Cooper S в пeрвый рaз oдeржaл пoбeду в рaлли Мoнтe-Кaрлo. Кoмaндa пилoтa Пaдди Xoпкиркa и штурмaнa Гeнри Линдoнa прoизвeлa рeaльный фурoр, внeзaпнo рaзгрoмив нa мaлeнькoм aвтoмoбилe бoлee мaссивныx пoбeдитeлeй.

Сeйчaс Пaдди Xoпкирку ужe 80 лeт, нo eгo глaзa зaгoрaются, кoгдa oн вспoминaeт, кaк упрaвлялся тoт aвтoмoбиль (цитaтa): «Нeвзирaя нa тo, чтo Mini был, нa сaмoм дeлe, нeбoльшим сeмeйным aвтoмoбилeм, oн oблaдaл рядoм нeoпрoвeржимыx тexничeскиx прeимущeств. Глaвными из иx, eстeствeннo, стaлa пeрeднeпривoднaя сбoркa с пoпeрeчнo рaзмeщeнным движкoм. Другим прeимущeствoм являлaсь кoмпaктнoсть: тaк кaк дoрoги были нeрoвныe и дoвoльнo узeнькиe, мaлeнькиe рaзмeры aвтoмoбиля сыгрaли нaм нa руку. Нaм oчeнь пoдфaртилo: aвтoмoбиль был бeзупрeчeн, и всe причины oбъeдинились в сaмый пoдxoдящий мoмeнт».

В прeдпoслeднeм шaгe гoнки в Мoнтe-Кaрлo Mini Cooper S с нoмeрoм 37, стaвшим пoтoм знaмeнитым рeгистрaциoнным знaкoм 33 EJB пeрeсeк финaльную чeрту всeгo нa 17 сeкунд пoзднee сoбствeннoгo гoлoвнoгo сoпeрникa – мaссивнoгo Фoрд Falcon с мoтoрoм V8 пoд упрaвлeниeм Бo Люнгфeльдтa. Испoльзoвaвшaяся в тo врeмя oсoбaя фoрмулa, пoзвoляющaя урaвнять рaзличия в вeсe и мoщнoсти бoлидoв учaстникoв, пoстaвилa традиционный Mini на 1-ое место в общей систематизации.

А защитил свое преимущество Хопкирк во время заключительного шага, проходившего по зигзагообразным улочкам Монте-Карло. Во время церемонии награждения экзальтированные возгласы болельщиков Хопкирк поделил со своими товарищами по команде. 4-ое место Тимо Мякинена и седьмая строка общего зачета Рауно Аалтонена совсем подтвердили фуррор Mini Cooper S и объявили эру «3-х мушкетеров», как их окрестила публика, в ралли Монте-Карло.

С особенным экстазом фуррор традиционного Mini отмечали у него на родине, в Англии. Хопкирк получил поздравительную телеграмму не только лишь от английского правительства, но от знаменитейших в то время The Beatles (цитата): «Вправду, я получил телеграмму от самих битлов. А позже они прислали мне своё фото с автографами и подписью: «Ты сейчас один из нас, Падди». И на данный момент эта фото очень греет мне душу».

Триумф традиционного Mini в Монте-Карло вызвал экстаз фанатов автоспорта в мире. Но этот фуррор не явился из ниоткуда: малогабаритный автомобиль, сделанный Алеком Иссигонисом, занимавшим в то время пост головного технического директора компании British Motor Corporation, с момента собственного сотворения таил внутри себя значимый спортивный потенциал.

Первым его увидел конструктор Джон Купер. Конкретно этот известный создатель спортивных автомобилей стал главный фигурой в разработке более сильной версии автомобиля. Движок Mini развивал всего 34 лошадиные силы, но фронтальный привод, маленький вес, широкая колея и относительно длинноватая колесная база наделили этот 4-х местный автомобиль потрясающей маневренностью и обеспечили ему все предпосылки для роли в кольцевых и раллийных гонках.

Уже в 1960 году такие гранды автоспорта, как Грэм Хилл, Джек Брэбем и Джим Кларк испытывали маневренность доработанной Джоном Купером микролитражки на гоночной трассе «Формулы-1» в Сильверстоуне. Но конкретно в ралли-гонках традиционный Mini показывал самые большие перспективы.

Пэт Мосс, сестра известного гонщика «Формулы-1» Стирлинга Мосса, выиграла за рулем Mini ралли Цветков и ралли Баден-Баден в 1962 году. А на последующий год маленький английский автомобиль уже был готов произвести фурор на ралли Монте-Карло. После пары лет сложной и упрямой работы команде инженеров удалось достигнуть результата, который изумил и заинтересовал любителей автоспорта. Рауно Аалтонен и Падди Хопкирк оформили дубль в собственном классе, заняв в итоговом общем протоколе третью и шестую строки соответственно.

Было разумеется, что традиционный Mini, как никто другой, подходил на роль Давида, готового утереть нос голиафам автогонок. Джон Купер сообразил это одним из первых. Еще в 1959 году он поручил Рою Сальвадори отправиться на макете в Италию, чтоб принять роль в Гран-при в Монце. Сама поездка в конечном итоге перевоплотился в гонку меж Сальвадори и его товарищем, гонщиком Регом Парнеллом, который управлял гоночным Aston-Martin DB4. Итог этого заезда подтвердил догадки Купера: доработанный им традиционный Mini обогнал еще более мощнейший Aston-Martin на финише практически на час.

Издалека приметные ярко-красные маленькие гоночные машинки с белоснежными крышами, отправленные командой BMC на ралли Монте-Карло в 1964 году, казалось, опять не сумеют навязать борьбу своим маститым конкурентам. На старт в первый раз вышли доработанные Mini Cooper S, снаряженные новыми движками объемом 1071 куб. см и мощностью около 90 л. с. Их отдача существенно возросла, но по сопоставлению с соперниками вроде Мерседес-бенз 300 SE либо Форд Falcon оставалась очень умеренной – шести- и восьмицилиндровые движки конкурентов были в три-четыре раза сильнее.

33-е ралли Монте-Карло началось, в согласовании с традицией, стартом автомобилей в 9 европейских городках. Повстречаться гонщики должны были во французском городке Реймс. Mini Cooper S Хопкирка/Лиддона стартовал в Минске, Рауно Аалтонен и Тони Эмброуз направились в путь из Осло, а Тимо Мякинен и Патрик Вэнсон – из Парижа.

Традиционные Mini удачно окончили эти подготовительные маршруты, и на старт в Реймсе посреди 277 участников вышли все 6 автомобилей команды. 1-ый шаг ралли, финишировавший в Сен-Клоде, сходу свел в очном противоборстве 2-ух пилотов, которым предначертано было найти весь ход ралли Монте-Карло 1964. На первую строку протоколов взлетел Бо Люнгфельдт на собственном Форд Falcon, но Падди Хопкирк на Mini Cooper S не отставал.

Последующий шаг состоял в большей степени из длинноватых ровненьких участков, но Хопкирк не позволил никому из собственных массивных конкурентов сделать сколько-либо важного достоинства. А решающим шагом стала «ночь длинноватых ножей» – знаменитая ночная гонка через перевал Коль де Турини, позволившая традиционным Mini полностью показать свои сильные стороны. Падди Хопкирк вспоминает (цитата): «Тот год выдался довольно снежным, потому у нас были красивые способности для подготовки и занятий. В особенности здорово Mini двигались на спусках, а все наши тренировки содержали в себе как спуски, так и подъемы, потому, если мы и проиграли некое время конкурентам на подъемах, на спусках мы его отыграли с лихвой».

Хорошая маневренность, грамотный выбор резины, талант пилота и снег, серьезно замедливший массивных конкурентов, – все эти причины сложились воедино и позволили Хопкирку перехватить лидерство на 1607-метровом перевале Коль де Турини. Но интрига относительно того, кто же станет победителем по итогам всего ралли, сохранялась прямо до самого конца – как и ожидалось, на завершающем шаге в Монте-Карло Бо Люнгфельд опять показал наилучшее время. Но Хопкирк, выжавший из собственного Mini Cooper S максимум, не отдал конкуренту способности уйти в отрыв, и завоеванное на прошедших шагах преимущество позволило ему удержать победу (цитата): «Тогда ралли существенно отличалось от нынешних гонок. Сейчас ты сходу знаешь собственный итог, а тогда я вызнал, что стал победителем, от журналистов – уже после того, как окончил последний круг. Я не мог в это поверить. Это стало сюрпризом как для нас, так и для всего мира – и это было очень здорово!».

Победы традиционных Mini в ралли Монте-Карло повторились и в следующие годы. Товарищи Падди Хопкирка по команде – финны Тимо Мякинен и Рауно Аалтонен – добавили в копилку английского автоконцерна еще две победы в общем зачете: в 1965 и 1967 годах.

На последующий год Тимо Мякинен и его штурман Пол Истер защитили титул традиционных Mini. Не последнюю роль в их победе сыграл новый движок, объем которого был увеличен до 1275 куб. см, но главный фактор все-же заключался в таланте скандинавского пилота. Мякинен стал единственным гонщиком, смогшим стопроцентно избежать штрафных баллов в протяжении всего ралли Монте-Карло, невзирая на то, что гонка 1965 года стала одной из самых серьезных за всю историю проведения. Огромное количество снега и льда существенно осложнило ход соревнования, но это не приостановило организаторов от включения в программку второго ночного шага в Приморских Альпах. Вобщем, Мякинен и его Mini Cooper S, казалось, и не увидели сложнейших критерий. Финн выиграл 5 из 6 спецучастков на завершающем шаге и уверенно обогнал наиблежайшего конкурента в итоговом протоколе, став победителем ралли Монте-Карло 1965.

Самым броским и в то же время драматичным ралли в истории «3-х мушкетеров» стала гонка в Монте-Карло в последующем, 1966 году. Мякинен, Аалтонен и Хопкирк разгромили соперников «всухую», и конкретно в таком порядке захватили все три ступени пьедестала почета. Экстаз публики от юрких Mini, казалось, был безграничен… и бескрайним же было разочарование, когда французские комиссары гонки объявили о собственном решении дисквалифицировать все три автомобиля за типо не соответственное регламенту головное освещение. По этой же причине из итогового протокола был исключен ставший четвертым экипаж на Lotus Cortina, а победителем был объявлен финский пилот команды Citroen Паули Тойвонен.

Мечты о хет-трике в Монте-Карло были разбиты – но «три мушкетера» были настроены взять реванш при первой же способности. Зимой 1967 года Хопкирк, Мякинен и Аалтонен опять вышли на старт совместно с 2-мя другими экипажами заводской команды BMC. И в сей раз ни правила, ни конкуренты не смогли удержать Mini Cooper S от высшей ступени подия. Компанию Рауно Аалтонену составил Генри Лиддон, штурман Падди Хопкирка, выигравший историческую гонку 1964 года. И финско-британский экипаж, опередив конкурентов на 12 секунд, стал беспрекословным триумфатором гонки.

В 1967 году в ралли Монте-Карло Хопкирк финишировал шестым, а год спустя его традиционный Mini стал пятым в общей систематизации. Аалтонен стал третьим в 1968 году, но было разумеется, что эра малогабаритных автомобилей, которые произвели реальный фурор в ралли-гонках, подходила к концу. Соперники становились очень сильными, и гоночная слава традиционных Mini клонилась к закату.

Невзирая ни на что память о блестящем триумфе 1964 года навечно остается настолько же уникальной, а «трем мушкетерам» удалось написать одну из самых ярчайших глав в истории автоспорта. Что все-таки до нестандартных решений фар головного света, навлекших на Mini гнев организаторов в 1966 году, то их наследство до сего времени сохранено в виде ряда уникальных аксессуаров MINI: от темных окантовок фар и устанавливаемых на решетке радиатора знакомых дополнительных фар – до измененного ксенонового головного освещения.

Похожие посты

Тест-драйв Hyundai Sonata VIII: из ряда вон!

CarsLiga

9 автомобилей, которые собираются не там, где все думают, назвали в сети

CarsLiga

Горячее болото: обзор Volvo S60R Обухов-Инжиниринг

CarsLiga

Оставить комментарий