На сколько вырастут штрафы за техосмотр, и поможет ли это навести порядок в этой области

Почему ужесточение ответственности за «левую» диагностическую карту не поможет навести порядок с техосмотром.


На сайте правительства одобрили законопроекты, ужесточающие административную ответственность всех участников системы техосмотра. То есть в скором времени вырастут штрафы как за управление автомобилем без техосмотра, так и за выдачу техосмотра с нарушением правил проведения технического осмотра транспортных средств. Соответственно, в скором времени нас ждет очередная попытка властей изменить ситуацию в сфере техосмотра автотранспорта. 

По мнению Президента РФ, правительства и профильных ведомств, изменения в системе техосмотра автотранспорта необходимы, чтобы остановить практику массового оформления «левых» диагностических карт (техосмотров без реального проведения процедуры технического осмотра автомобилей). 

Изменения коснутся как водителей, так и тех, кто занимается выдачей документов о прохождении техосмотров в сервисных центрах. Так, правительственная комиссия одобрила три законопроекта, которые разработало Министерство экономического развития Российской Федерации во исполнение поручения Президента России.

Первый законопроект, названный правительством № 1, предлагает ввести в нашей стране фото- и видеофиксацию процедуры прохождения техосмотра транспортных средств в пунктах технического осмотра. Это позволит достоверно устанавливать факт проведения техосмотра. Предусматривается также государственный контроль за соблюдением операторами технического осмотра установленных требований к проведению техосмотра транспортных средств.

Также этот законопроект должен разрешить пунктам техосмотра выдавать в электронным виде диагностические карты, заверенные квалифицированной электронной подписью технического эксперта, осуществлявшего процедуру технического диагностирования транспортного средства.

В том числе должны ужесточиться требования к производственно-технической базе пункта технического осмотра и средствам технического диагностирования (в том числе средствам измерения), соответствующим установленным основным техническим характеристикам. Например, пункт техосмотра должен находиться в помещении, которым компания, оказывающая услуги по выдаче документа о прохождении техосмотра, должна владеть на праве собственности или ином законном основании (аренда, договор управления и т. п.).

Самое интересное, что Минэкономразвития предлагает в законопроекте установить для каждого пункта техосмотра пропускную способность, которая будет рассчитываться Российским союзом автостраховщиков (как ни странно, это было поручено этой организации) по специальной методике. В итоге в случае вступления законопроекта в силу каждый пункт техосмотра сможет выдавать ограниченное количество диагностических карт в течение дня, недели, месяца и года. 

Второй законопроект, который фигурирует в документах правительства как № 2, предусматривает ужесточение ответственности для всех участников системы техосмотра. В частности, последняя редакция законопроекта предлагает ввести штраф за управление автомобилем без техосмотра, который, по мнению Минэкономразвития, должен составить 2 000 рублей.

Соответственно, как видите, в России снова может появиться практика, когда за управление транспортным средством без техосмотра водители будут нести административную ответственность. Интересно, а кто все-таки будет проверять техосмотры у водителей? Ведь раз наши власти планируют ввести административную ответственность за управление транспортным средством, не имеющим действующую диагностическую карту техосмотра, то, соответственно, на какого-то возложат администрирование и профилактику этого правонарушения. Неужели сотрудникам ГИБДД снова вернут очередную кормушку на дороге? Надеемся, нет, поскольку возвращать сотрудникам ДПС право проверять на дороге техосмотры снова создаст волну негодования автолюбителей и рост коррупции в органах ГИБДД. Ведь мы еще помним, какой бардак творился, когда техосмотрами занималась Госавтоинспекция.

Есть, конечно, вероятность, что штрафы за езду без техосмотра будут проверять камеры ГИБДД на дороге. В этом случае роста коррупции на дорогах не будет. Но тем не менее не исключено, что наши власти все-таки снова наделят сотрудников ГИБДД полномочиями по проверке диагностических карт на дороге. Особенно в последние годы пугает тенденция по возвращению многих государственных процедур по принципу «как раньше». 

Также в рамках законопроекта № 2 предлагается ввести ответственность технических экспертов, которые нарушат процедуру проведения техосмотра. Например, выдадут заключение об исправности транспортного средства, несмотря на выявленные технические недостатки. Помимо административного штрафа за подобные действия предлагается также установить административное наказание в виде дисквалификации.

В том числе предлагается ввести административную ответственность для технических экспертов за оформление диагностической карты на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении, в отношении которых техосмотр в действительности не проведен.

Но и это еще не все. Также был разработан и законопроект № 3, который предлагает ввести в нашей стране уголовную ответственность за проведение техосмотра без аккредитации оператора технического осмотра.

Для чего такая жесткая мера, предлагаемая правительством? Все мы знаем, какой бардак творится в сфере техосмотров автомобилей. Каждый день в России появляются сомнительные пункты техосмотров, существующие только на бумаге, которым согласно законодательству разрешено заниматься выдачей диагностических карт. По сути, такие пункты просто торгуют серыми техосмотрами без проведения реального технического осмотра. 

Вы посмотрите, во что превратились многие страховые брокеры по всей стране, внаглую торгуя не только страховыми полисами ОСАГО (рядом с ГИБДД, в своих офисах и в Интернете), но и продавая вместе со страховкой диагностические карты без фактического проведения технического осмотра автотранспорта. Вы заметили, к чему это привело в итоге? Если вы каждый день ездите на машине, то наверняка обратили внимание, какое количество старого автохлама каждый день эксплуатируется на дорогах страны. Многие автомобили находятся в таком состоянии, что, по сути, получить техосмотр официально (легальным способом) они не могли. Одни только разваливающиеся «Газели», «КамАЗы» и «ЗИЛы» чего стоят. 

Естественно, подобный бардак в стране с системой техосмотров привел к существенному росту ДТП, произошедших в связи с технической неисправностью автотранспорта. 

А теперь давайте вернемся на землю и посмотрим, сможет ли правительство своими законопроектами, в случае их принятия Госдумой РФ, реально навести порядок на рынке техосмотра, или и эти нововведения не позволят снизить количество аварий на дороге по вине транспорта, находящегося в неудовлетворительном техническом состоянии.

К сожалению, изучив все эти документы, мы можем сделать однозначный вывод. Скорее всего, сделать процедуру техосмотра полностью прозрачной у властей не получится, так же как и существенно повлиять на количество аварий из-за автохлама на дороге. Ведь когда в России кого-то останавливали штрафы? Вы посмотрите, как за последние десятилетия выросли штрафы за нарушение ПДД. Особенно в Москве и Санкт-Петербурге, где за часть нарушений ПДД введены повышенные штрафы. И что в итоге, это разве привело к существенному снижению аварийности? Конечно, нет. В первую очередь на некоторое снижение количества аварий за последние годы повлияло повсеместное распространение камер фото- и видеофиксации, а также снижение на многих дорогах максимально разрешенной скорости и массовое применение лежачих полицейских. 

Также посмотрите, в каком техническом состоянии находятся автобусы, занимающиеся перевозкой пассажиров. Это же тихий ужас! Даже в Москве каждый день на линию выходят автобусы в не совсем нормальном техническом состоянии.

А вы представляете, сколько автобусов и других транспортных средств, занимающихся перевозкой пассажиров в сфере общественного транспорта, эксплуатируется по всей стране? Самое плохое, что во многих регионах России этот общественный транспорт находится в неудовлетворительном состоянии.

В сфере же грузовых перевозок вообще такая анархия, что говорить не хочется. А теперь представьте, какое количество транспорта в убитом состоянии ездит по всей стране. Да это уже вопрос национальной безопасности. Вот где нужно наводить порядок. Вы посмотрите статистику ДТП. Там же постоянно растет количество аварий, которые произошли по вине общественного транспорта или грузовиков. 

Самое плохое, что во всех трех законопроектах мы не нашли каких-то предложений, которые реально бы перекрыли кислород «левым» пунктам техосмотра, существующим только на бумаге. Ну введут уголовную ответственность за выдачу техосмотров без аккредитации. Ну и что? Сегодня без аккредитации и так вряд ли вы сможете выдавать диагностические карты. Ведь вам ее нужно вбить в общую базу техосмотров, а без аккредитации сделать это нельзя и сегодня. Что толку-то?

Тем более в большинстве случаев подобные полулегальные пункты техосмотров зарегистрированы на левые ООО или на ИП, в свою очередь оформленных на алкоголиков, наркоманов и даже на тех, кто находится в местах лишения свободы.

Не будут же их привлекать к уголовной ответственности за выдачу «левых» техосмотров? Ведь они, как правило, зарегистрировав на себя ООО или ИП, дают генеральную доверенность на ведение дел в компании. И все. Какой с них спрос? 

Так что вряд ли наша страна избавится от «супермаркетов», где в одном месте вам могут продать и полис ОСАГО, и техосмотр. 

Вы скажете, а как же введение фото- и видеофиксации процедуры прохождения техосмотра? Ну и что. Вспомните, то же самое было и в те годы, когда техосмотрами занималась ГИБДД. Там тоже в государственных пунктах техосмотра висели камеры. И что, они помогли остановить коррупцию в органах ГИБДД, занимающихся выдачей техосмотров? Нет. Вот и здесь то же самое. Не помогут камеры оградить дороги от автохлама.

Ну да, скорее всего, если эти законопроекты вступят в силу, всем автовладельцам придется реально проезжать через пункты техосмотров. Но все это будет опять для вида. То есть в случае выявления неисправностей автомобилям все равно будет выдаваться диагностическая карта. Правда, скорее всего, за подобные «левые» техосмотры водителям придется платить больше. Но кого это останавливало в нашей стране?

А как же ответственность эксперта? Ведь законопроект предполагает ужесточение их ответственности за выдачу техосмотров, при проведении которых было выявлено несоответствие транспортного средства обязательным требованиям безопасности для допуска автомобиля на дороги общего пользования. А что толку от подобной ответственности? Ведь таких экспертов «левый» пункт техосмотров может наобучать и наштамповать огромное множество. Поверьте, нас ждет массовое превращение тех же алкоголиков, наркоманов и т. п. в технических экспертов в «левых» пунктах техосмотра. Ну лишат их права проводить технический осмотр. Что им, хуже станет? Найдут подобные конторы еще экспертов. 

Самое плохое, что правительство по каким-то причинам не внесло в законопроекты норму о прямой ответственности организаций за выпуск на дороги общего пользования неисправных автомобилей.

Ведь подобная мера реально частично помогла бы навести порядок в сфере техосмотров. Например, в некоторых западных странах, если на линию был выпущен неисправный автомобиль (выдан документ о техосмотре, подтверждающий исправность ТС), то в случае если он попадет в аварию по причине технической неисправности, выявленной на техосмотре, компанию, выдавшую документ о пройденном техосмотре, ждет огромный штраф, а также претензии от страховой компании, которая выплатит владельцу ущерб в результате ДТП. Почему так не сделать в России? 

В общем, у нас все как всегда. Хотим упростить, но делаем все сложнее. Хотим улучшить в какой-то области ситуацию, но получается все как в сказке: чем дальше, тем страшнее. Но в итоге затем спустя долгие годы, когда видим, что не удалось навести порядок в той или иной сфере, возвращаемся к старой системе. Ну, согласитесь, это бред.

СоветыПолезноеБезопасностьВажно знатьЗаконодательствоТехосмотрЛайфхак
База знаний

Источник

Похожие посты

VW отмечает 40-летие «Гольфа» и представляет заряженных «Жуков»

Александр

Компьютеризированный карбюратор и нереальная подвеска: опыт владения Chevrolet Caprice III

CarsLiga

Toyota RAV4 – дизель, бензин и прочие разности

Александр

Оставить комментарий