Почти утраченное искусство ручной росписи искусственного дерева

Зачем американцы наносили узор на деревянную отделку своих автомобилей?


Историческая справка о давно забытом ремесле американских мастеров

В былые времена американские автопроизводители нанимали ремесленников, чтобы те в буквальном смысле вручную рисовали изысканный, но поддельный витиеватый рисунок деревянных волокон, так называемый «woodgrain» на окантовке приборов и отделочном шпоне боковых панелей. Этот прекрасно выглядевший богатый рисунок на самом деле был подделкой. Когда-то подобное ремесло было повсеместно распространено и ценилось среди автопроизводителей. В наши дни только знающие люди, мастера, придерживающиеся классических норм эстетики способны творить подобные чудеса. Дорогого такой подход стоит в прямом и переносном смыслах.

Когда я купил Ford DeLuxe Convertible Coupe 1939 года выпуска, оригинальная приборная панель была окрашена в один монотонный цвет. Вскоре после покупки, изучая каклоги я увидел похожий автомобиль с древесно-зернистой панелью приборов и украшенными в тот же древесный рисунок молдингами. Эта красивая и богато выглядящая отделка была на самом деле подделкой. В тот момент я решил, что это настоящее дерево, но порывшись в старых подшивках семидесятилетней давности, я обнаружил, что по сути это богатство было подделкой и процесс ее создания когда-то широко использовался в автомобилестроении.
Сегодня немногие художники могут повторить этот стиль.

Искусство создания оттисков деревянных волокон насчитывает тысячи лет и уходит корнями в древнюю Индию и Египет. На протяжении веков он оставался высоко ценимым навыком. Вы можете найти примеры подобных работ повсюду от Версальского Дворца до американских домов колониальной эпохи.

Метод, использовавшийся на автозаводах, возник с началом распространения кассовых аппаратов и это не спроста. В 1918 году Национальная кассовая компания внедрила процесс контурной печати на деревянных поверхностях своих машин. Позже компания продала патенты поставщику авто запчастей из Детройта, который в свою очередь, арендовав оттиски и ролики распродал их вместе с чернилами 65 различным автопроизводителям.

Так на предприятиях, квалифицированные рабочие начали отрисовку древесного рисунка на автомобильных компонентах, перед их установкой на автомобили. Зачем они это делали? Не проще ли было взять настоящее дерево?

Все дело заключалось в стоимости материалов. Дело в том, что каждая порода древесины имеет свой неповторимый и уникальный орнамент. Более того, среди подходящих для использования в интерьере автомобилей, особенно дорогих моделей, рисунок должен идеально сочетаться с фактурой и цветовой гаммой интерьера. В природе такие деревья встречаются крайне редко и стоят баснословных денег. Именно поэтому было принято решение сделать несколько оттисков с идеальным орнаментом и просто переносить их с одной деревянной детали дешевых пород дерева на другие.

И действительно, такие материалы были дешевы по сравнению с реальными деревянными винирами, которые предпочитали Британские маркизы, так что практически любой американский автомобиль, от Студебекера до Форда, мог получить аутентичную деревянную отделку за копейки, пардон за считанные центы. Мода оказалась долгоиграющей, продержавшись многие десятилетия, вплоть до начала 1950 годов.

Популярными оттисками были: древесина карпатского вяза, орех, красное дерево, клен с «птичьим глазом» и кудрявый клен.

После изменения тренда, искусство было быстро утеряно и оставалось таковым вплоть до начала 2000-х годов.

Возможно его утратили бы окончательно, если не энтузиазм отдельных пытливых умов. Одним из них стал Кит Пейн, бывший директор по маркетингу и связям с общественностью. Он начал изучать процесс нанесения трафаретного узора 10 лет назад, как только у него в собственности появился автомобиль 1941 Chevy Special DeLuxe.

В ходе экспериментов ему пришлось сменить не один штамп, пока результат его полностью не удовлетворил. Сделав свой автомобиль, он приступил к новому проекту, уже на стороне, затем появился еще один клиент, и понеслось. Очередь желающих украсить свои классические модели была настолько велика, что новоиспеченному мастеру пришлось сменить профиль деятельности и открыть реставрационную мастерскую в родной Вирджинии.

Процесс состоит из нескольких важных пунктов работ:


Во-первых, необходимо тщательно ошкурить панель, на которую будет наноситься краска. Поверхность требуется довести буквально до зеркальной, для чего используются разнообразные полировочные круги.

Во-вторых, необходимо сделать краску и грунт для травления. Этот этап также занимает порядочное время. Примечательно, что самоучка не раскрывает ингредиенты краски. Секрет фирмы.

В-третьих, перед началом нанесения узора, на деревянную поверхность наносится специальный состав, который делает поверхность еще более ровной.

Далее, особым роликом ручной работы «художник» начинает наносить краску. Нажатие при этом процессе также важно, краска должна заполнить все микротрещины, при этом не смазавшись по рисунку.

Затем следует сушка и лакировка.

Ах, да, еще один небольшой нюанс, перед работой весь салон автомобиля должен быть полностью снят. Так работать удобнее.

Редкий сегодня навык приносит хорошие деньги, но главное, огромное удовольствие самому владельцу мастерской. Реставрация нелегкий труд, но, как говорит сам Кит, видеть улыбки на лицах клиентов, когда они получают обратно свои 60-ти, 70-ти летние автомобили с идеально сделанным салоном, это самая большая награда из всех.

Источник

Похожие посты

Как расшифровать основную маркировку шин — AvtoBlog.ua

CarsLiga

Темно-зеленый Brabus 800 на базе Мерседес-АМГ Е63 S

CarsLiga

Hyundai откроет в России научно-исследовательский центр

CarsLiga

Оставить комментарий