Аккумулятор является ключевой составляющей конструкции любого автомобиля. Он отвечает за многие рабочие узлы и принимает на себя большую нагрузку из различных систем. Современные аккумуляторы имеют высокий уровень надёжности. Но многие автовладельцы забывают, что надёжность не является бесконечностью, и часто сталкиваются с тем, что машина глохнет и не заводится посреди дороги. Чтобы продлить срок службы аккумулятора и не попадать в неприятные ситуации, достаточно изредка проверять его состояние и следовать простым, но действенным советам.
1 Срок службы аккумулятора
Средний срок службы аккумулятора – около пяти лет. Нередки ситуации, когда аккумулятор выходил из строя раньше или, наоборот, служил исправно около десяти лет. На продолжительность его работы влияют несколько факторов:
- Качество. Производители с репутацией не выпускают устройства низкого качества. Срок службы таких аккумуляторов в несколько раз выше дешёвых аналогов.
- Температура. Климатические условия напрямую влияют на срок службы АКБ. Например, при эксплуатации в холодном климате батарея прослужит меньше из-за падения её общей ёмкости.
- Тип изготовления. Существует мнение, что аккумуляторы, которые не нуждаются в обслуживании, работают дольше. Но своевременная замена дистиллята увеличит срок эксплуатации.
- Работа системы зарядки. Генератор и регулятор напряжения – исправны, а в цепи сохраняется необходимое напряжение. В ином случае батарея не проработает и планового времени.
- Крепления. Аккумулятор и клеммы хорошо зафиксированы, что минимизирует риски повреждения АКБ во время поездки.
2 Причины, сокращающие срок работы АКБ
Помимо правильного использования и зарядки АКБ, необходимо следить за общим состоянием и процессом работы. Негативным образом на функционировании батареи сказываются:
- Короткое замыкание. Делает батарею непригодной для дальнейшего использования. Если это произошло с новым аккумулятором, то это брак на производстве и требует гарантийной замены.
- Коррозия внутренних элементов. Её, к сожалению, избежать невозможно.
- Полный разряд АКБ. Происходит сульфатация пластин, то есть под воздействием серной кислоты образуются крупные кристаллы, которые значительно сокращают площадь рабочей поверхности.
- Чрезмерный заряд батареи. Возникает чаще всего при неисправном генераторе. При напряжении выше 14,4 вольт в аккумуляторе запускается гидролиз воды, окисляя все составляющие. Эффективность АКБ заметно снижается, а затем и вовсе выходит из строя.
- Влияет на работу АКБ и качество дорог, манера вождения, температура окружающей среды.
3 Как увеличить срок службы аккумуляторной батареи?
Советов по увеличению срока службы АКБ много, и каждый из них показал свою эффективность. Наиболее известные способы под силу реализовать любому автовладельцу. Но в случае сомнений или возникновении сложностей, обращение в сервисный центр будет лучшим решением.
- Поддерживайте в чистоте корпус и клеммы аккумулятора. Замасленный корпус, пыль, грязь, частицы электролита способствуют постоянной утечке тока. АКБ начнёт разряжаться самопроизвольно, будет постоянная нехватка заряда, что существенно повлияет на срок эксплуатации.
- Если вы решили установить дополнительные опции, которым энергия нужна в двойном объёме, то в замене нуждается генератор на модель с более высокой силой тока. Например, на автомобиль без климат-системы, подогрева сидений, зеркал и т. д. ставится менее мощный аккумулятор – 80–90 ампер. Но машина с наличием того же самого дополнительного оборудования уже потребует АКБ от 140 ампер и выше.
- Проверяйте уровень заряда батареи раз в месяц при помощи тестера замера напряжения. Посмотрите, какое напряжение на клеммах при заглушённом двигателе. 100% зарядки будет при показателе 12,7 вольт, 75% – 12,5, 50% – 12,3, 25% – 12,1. Не допускайте снижения напряжения ниже 12,5 вольт. Если поездки совершаются на короткие расстояния, то батарее будет недостаточно зарядки от генератора. В такой ситуации аккумулятор нужно заряжать раз в месяц с помощью зарядного устройства.
- Следите за напряжением в бортовой сети. Но не по данным, которые отображаются на панели приборов в автомобиле, а проверкой обычным вольтметром. Она должна осуществляться при запущенном двигателе как при включении всех потребителей энергии, так и без них. Нормальное напряжение – 13,5 вольт при нагрузке, без неё – 14,2. Незначительные отклонения от этих цифр не критичны, так как существует зависимость от типа генератора и регулятора напряжения.
- Обслуживаемый аккумулятор один раз в два месяца требует проверки уровня электролита в банках. Поездки с сухими пластинами способны навсегда вывести из строя АКБ.
- Следите за работой системы зажигания и двигателя. Исправный стартер запускает мотор с первой попытки. Его работа требует много заряда АКБ, поэтому многократные попытки завести двигатель только разрядят батарею и сократят срок её эксплуатации.
- Если машина не эксплуатируется, то батарею лучше хранить отдельно в тёплом помещении.
Эти советы помогут поддерживать в тонусе аккумулятор и продлить срок его эксплуатации в два или три раза, по сравнению со средними показателями конкретной модели батареи. Покупая АКБ, не забудьте уточнить гарантийные сроки. Надёжнее приобретать модели от известных производителей, игнорируя предложения рынка о более дешёвых аналогах.