Home / Новости / Четыре тысячи сил: как построить дрэгстер класса Pro Modified / Pro Extreme

Четыре тысячи сил: как построить дрэгстер класса Pro Modified / Pro Extreme

В городских малолитражных машинах мощность измеряется десятками лошадиных сил. В полноразмерных “крейсерах” масштаб выходит на сотни. Но в этом монструозном болиде мощность – понятие совсем иного уровня. Лошадиные силы здесь измеряются тысячами. Сам же автомобиль не просто форсирован для установления рекордов на прямой – он создан для этого с нуля.

Увидеть этот болид вживую удалось на финальном этапе RDRC 2016 (Чемпионата России по дрэг-рейсингу), проходившем на дрэг-стрипе автодрома «Крепость Грозная». В протоколе напротив марки и модели авто для этого монстра было указано: Topspeed Promod Outlaw. Именно так его окрестил владелец и пилот Андрей Кравченко.

Замысел

Ранее Андрей выступал в чемпионате на серьезно подготовленном Nissan Skyline GT-R (R32) мощностью 1 300 лошадиных сил, на котором смог установить несколько рекордов СНГ и Европы. Лучший результат этого тандема по прохождению дистанции в четверть мили равен 7,437 секунды со скоростью на финише 298 км/ч, а установлен он в Великобритании на дрэг-стрипе знаменитого Santa Pod Raceway.

Но, как известно, прогресс не стоит на месте, как не дремлют и соперники. В российском чемпионате все чаще появляются американские дрэгстеры класса Pro Modified. Для того, чтобы болиды с задним приводом и тысячами сил под капотом могли показывать отличные результаты, нужны качественно подготовленные и проклеенные трассы – для соответствующего сцепления шин с дорогой. К радости российских фанатов гонок на ускорение по прямой, и в нашей стране подготовка трасс из года в год улучшается в разы. А вот просто мощного Nissan Skyline GT-R для установления новых рекордов оказывается уже недостаточно.

tsl_4752

Поняв это, Андрей радикально сменил подход – и приобрел за океаном пространственную раму и пластиковый кузов, а также заказал запчасти для двигателя. Он задумал построить настоящий дрэгстер, причем категории Pro Extreme с возможностью трансформации в Pro Modified.

tss

Снаружи

Очертания этой машины спереди напоминают Nissan GT-R – но по форме болида сразу понятно, что его кузов не несет в себе металл какого-либо серийного автомобиля, а являет собой приближенный к образу «муляж». Перед вами один из кузовных пластиковых дрэгстеров, построенных на пространственной раме.

Кузова для них изготавливаются из углепластика или стекловолокна в обличье различных автомобилей – все ограничено лишь фантазией. Обязательное условие – функционирующие двери. Можно встретить всевозможные варианты внешности: например, в виде классических VW Beetle, старинных пикапов или современных Dodge Viper. Внешность автомобиля из сегодняшнего рассказа стилизована под 35-й Nissan GT-R. Кстати, именно обязательное наличие открывающихся дверей отделяет этот класс от следующего – FunnyCar, где двери уже не используются, а пластиковый кузов просто поднимается над рамой для посадки пилота.

tss_5371

Фронтальная часть «оболочки» представляет собой одну монолитную деталь, которая легко снимается – все тут спроектировано для удобства обслуживания и настройки во время гонок. Для увеличения прижимной силы и улучшения устойчивости на трассе здесь установлено длинное плоское антикрыло, начинающееся от заднего стекла и заканчивающееся далеко за «задним бампером».

tsl_4345

Огромное значение в профессиональном дрэг-рейсинге имеют шины. Чтобы передать весь крутящий момент и мгновенно тронуться с места, полноценно реализуя имеющуюся мощность, необходимы очень широкие колеса. В дрэгстерах с приводом на заднюю ось используют шины низкого давления с мягким бортом. Такие покрышки предназначены только для заездов по прямой: на нагрузку при повороте они не рассчитаны и могут легко замяться, став причиной переворота машины. При резком старте с места такие шины деформируются и «подминаются», не совершая при этом пробуксовки. После молниеносного старта воздух внутри них расширяется, и давление сильно увеличивается относительно изначального, составляющего всего около 0,4 атмосферы.

IMG_0378

Передние же шины на таких болидах очень узкие – полноценное управление от них не требуется, нужно напротив, максимально снизить трение и не терять на нем заветные секунды во время гонки. В самых топовых дрэговых классах типа Top Fuel на передней оси можно наблюдать буквально «велосипедные» колеса, способные лишь направить автомобиль по заданной траектории. В нашем случае используются шины Goodyear 25×4.5×15 впереди и Hoosier 34.5x17x16 сзади.

tsl_4044

Внутри

Как вы уже поняли, салона в привычном смысле здесь нет. Пилот фактически сидит на пространственной раме в своеобразной «клетке», в которую внедрен небольшой карбоновый ковш, пристегнутый спортивными ремнями безопасности. Точнее, пилот практически лежит, поскольку сиденье находится на уровне пола. Перед ним расположены основные контрольные приборы, руль, рычаг КПП и ручка открытия тормозных парашютов – вот и весь «интерьер».

Техника

По техническому регламенту Американской Хот-Род Ассоциации класс Pro Extreme очень похож на Pro Modified, и по внешнему виду эти автомобили практически идентичны. В обоих используются пространственные рамы и пластиковые кузова, стилизованные под дорожные серийные машины с открывающимися дверями. Однако класс Pro Extreme, в отличие от Pro Mod, имеет меньше ограничений по доработкам узлов и агрегатов, а также весу, поэтому считается более быстрым. Быстрым настолько, что в Европе им разрешается участвовать в гонках на короткую дистанцию в 1/8 мили, что равно 201 метру.

tsl_7739

Итак, после приобретения в США всех необходимых компонентов началась работа над постройкой самого дрэгстера. Пластиковый кузов изменили, стилизовав его под Nissan GT-R R35, и установили на трубчатую раму. Далее на заднюю часть рамы повесили мост производства фирмы MW (Mark Williams), которая специализируется на выпуске компонентов для дрэговых автомобилей.

IMG_0400

На этот мост установили карбоновые тормоза, также производства MW, и специальные колеса размером 34,5х17 дюймов. Затем собрали переднюю подвеску, довольно простую по конструкции – она служит для крепления двух амортизаторов фирмы Santhuffs и передних колес. Важной роли в соревнованиях она, как мы помним, не выполняет: от нее лишь требуется направить автомобиль вперед для рывка на дистанции.

tsl_5070

Сзади здесь используется так называемый wheelie bar. Это конструкция с маленькими колесиками в самом конце, которая крепится к корме болида и помогает предотвратить сильный отрыв передних колес или опрокидывание при старте, направляя тем самым весь момент двигателя на ускорение.

Одним из важнейших нюансов постройки стал выбор мотора. Обычно в такие болиды ставят моторы Hemi или 481 Pro Line. После консультаций со специалистами Андрей приобрел именно 481-й. Стоит отметить, что это не мотор от серийных заводских автомобилей, а агрегат, изготавливаемый специально для турбированных дрэгстеров.

Блок этого двигателя имеет объем 8,6 литра и выточен (а не отлит) из куска алюминия (опять-таки в угоду заботе о весе авто и температурном режиме). В него установлены поршни Diamond и шатуны GRP, головки блока и распредвалы производства Bullet Cams, титановые клапаны и толкатели. Венчают конструкцию две 98-х турбины Garrett GTX5533. В качестве блока управления был выбран проверенный Motec.

Еще одна особенность мотора, которая вас удивит – отсутствие системы жидкостного охлаждения. Да-да, двигатель работает без какого-либо антифриза, тосола или воды. Для охлаждения масла также не применяются какие-либо дополнительные радиаторы. Дело в том, что качестве топлива здесь используется метанол, который сгорает при более низкой температуре, чем бензины и, соответственно, меньше греет мотор: температура выхлопа составляет около 700 градусов. Таким образом, за время прохождения дистанции в 402 метра с момента своего запуска двигатель просто-напросто не успевает перегреться. А еще все это позволяет неплохо сэкономить на весе автомобиля.

В топливной системе все тоже довольно просто. Спереди установлены спортивный бак Jazz для метанола и механический топливный насос, который обеспечивает питание 16 форсунок (по две на цилиндр).

IMG_0151

Главная роль в торможении отводится двум парашютам: привычные тормоза, сколь бы мощными они ни были, не остановят болид с огромных скоростей на короткой дистанции. Ведь на соревнованиях есть лишь ограниченная полоса дрэг-стрипа, а не бесконечный автобан.

Эксплуатация

Так как в качестве топлива используется чистый метанол, то и обслуживание системы требуется соответствующее. Дело в том, что метанол попадает в масло и разжижает его, а при контакте с резиновыми поверхностями приводит к их быстрому высыханию и растрескиванию. Поэтому замена масла происходит после каждой гонки. Более того, раньше заодно разбирали и всю топливную систему, а магистрали промывали WD40. Теперь используется другое решение: в бак просто заливают обычный бензин и дают автомобилю поработать несколько минут. Это экономит время и обеспечивает смазку всех элементов топливной системы.

Краткие технические характеристики
Двигатель: V8 8,6 л

Трансмиссия: 2-ступенчатая Rossi

Электроника: ЭБУ Motec M150

Тормоза: Карбоновые MW (Mark Williams)

Подвеска: задние амортизаторы Penske

Шины: Goodyear 25×4.5×15 впереди и Hoosier 34.5x17x16 сзади


                        Четыре тысячи сил: как построить дрэгстер класса Pro Modified / Pro Extreme


                        Четыре тысячи сил: как построить дрэгстер класса Pro Modified / Pro Extreme


                        Четыре тысячи сил: как построить дрэгстер класса Pro Modified / Pro Extreme

Планы

На этапах Чемпионата России удалось протестировать болид при наддуве всего в 1 бар, что по подсчетам дает мощность около 1 800 л.с. При такой мощности получилось показать время прохождения четверти мили, равное 7,886 сек, хотя машина ехала в режиме «газ в пол» только первые 300 метров.

tsl_0492

Однако двигатель в имеющейся конфигурации рассчитан на 4 000 л.с. при наддуве в 5-6 бар. Возможность реализации этого потенциала упирается в качество трассы и некоторые технические моменты, к которым относится коробка передач. К сожалению, изначальный выбор гидромуфты оказался неправильным, поэтому ее заменили. Сейчас Андрей проводит тесты своего болида в ОАЭ на трассе Yas Marina – а мы ждем новостей о результатах. Сезон RDRC 2017 уже не за горами.

tsl_5845

Список доработок:

ДВИГАТЕЛЬ

  • Двигатель V8
  • Объем 8,6 л
  • Мощность при максимальном наддуве в 5-6 бар – 4 000+ л.с.
  • Мощность на наддуве в 1 бар – 1 800 л.с.
  • Блок цилиндров алюминиевый 481x
  • Поршни Diamond
  • Шатуны GRP
  • Распределительные валы Bullet Cams
  • Титановые клапаны и толкатели
  • Выпускные коллекторы кастом
  • Турбины Garrett GTX5533
  • Топливо: метанол
  • Механический топливный насос Waterman
  • Спортивный топливный бак

ЭЛЕКТРОНИКА

  • ЭБУ Motec M150

ТРАНСМИССИЯ

  • 2 ступенчатая Rossi

ТОРМОЗА

  • Задние карбоновые MW (Mark Williams)
  • Передние Strange
  • Карбоновые колодки
  • Два тормозных парашюта

ПОДВЕСКА

  • Задние амортизаторы Penske
  • Задний мост 9.5” MW (Mark Williams)
  • Передние амортизаторы Santhuffs
  • Wheelie bar

ИНТЕРЬЕР И ЭКСТЕРЬЕР

  • Трубчатая пространственная рама
  • Пластиковый кузов
  • Ремни безопасности RJS
  • Антикрыло

ДИСКИ И ШИНЫ

  • Диски Weld Racing спереди, MT сзади
  • Шины Goodyear 25×4.5×15 впереди и Hoosier 34.5x17x16 сзади

Источник

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*