Экономический кризис затронул все сферы жизни и потребовал от предпринимателей жесткой экономии материальных средств. К примеру, предприниматель, которому требуется грузоперевозчик, в первую очередь обращается к владельцу грузовика, оборудованного краном-манипулятором, а не к владельцу обычного грузового автомобиля. Здесь экономия на лицо – нет необходимости привлекать дополнительную технику для погрузо-разгрузочных работ.
Времена кризиса дали толчок оптимизации всех расходов в экономике. Иными словами – тотального их сокращения на всех этапах производства. Это коснулось в немалой степени и грузоперевозчиков. Образно говоря, заказчика теперь интересует не только перевозка груза по приемлемой цене из одного пункта в другой, но и оперативная, а, самое главное, невысокая стоимость его погрузки и разгрузки. Чтобы успешно развивать свой бизнес, грузоперевозчики, естественно, стремятся эти запросы удовлетворить. Решить это можно несколькими способами.
Например, грузовой автомобиль может возить за собой «пристегнутый» к его корме погрузчик. Но при этом «съедается» полезная нагрузка автомобиля и увеличивается расход топлива. А все это в целом увеличивает стоимость перевозок. Можно обеспечить наличие автокранов в точках погрузки и разгрузки. Но, ведь автоперевозчик работает не с одним клиентом, да и тому, чаще всего, требуется перевозка грузов из различных точек и в разные места. Так что, решение вопроса таким способом просто не реально. Еще один выход из положения — это привлечение в точках погрузки и разгрузки наемных автокранов. Опять же, это удорожает грузоперевозки, а, кроме того, еще и увеличивает сроки доставки грузов.
Но решение все же есть и, при этом, самое оптимальное. Это – установка крана манипулятора (КМУ). А в нынешнее время такой автомобиль с уже смонтированной установкой можно просто приобрести.
В случае если грузоперевозчик еще сомневается в экономичности перевозок на автомобиле с КМУ, нужно его опробовать в деле. Для этого дешевле всего взять такой автомобиль в аренду. Предложений по аренде авто сейчас на рынке предостаточно, выбор есть. Перевозчик, в зависимости от своих контрактов на перевозку грузов, может взять в аренду автомобиль необходимой грузоподъемности и длины грузовой платформы, оборудованный КМУ грузоподъемностью от одной до десяти тонн. А по специальному заказу, на автомобиль может быть установлена такая установка и большей грузоподъемности.
Несмотря на то, что компании, которые сдают автомобили в аренду, обычно следят за их рабочим состоянием, не лишне будет в этом убедиться лично. Техника, которая берется в аренду, должна быть исправной и прошедшей предварительное техобслуживание.
Важно также внимательно изучить сам договор аренды. Встречаются случаи, когда компания-арендодатель стремится оговорить в договоре такие условия, в соответствии с которыми арендатор техники несет все материальные затраты в случае ее поломки. При этом не учитываются случаи, когда такая поломка происходит из-за физического изнашивания деталей и потери усталостной прочности материалов. А это может быть, например, обрыв троса во время подъема груза или выход из строя шланга высокого давления (шланг лопается). Поэтому, все подобные тонкости в условиях договора аренды нужно обсудить с арендодателем.
Необходимо также настоять на включении в договор пункта, которым будет оговорено, кто из сторон и в какой доле несет материальную ответственность за поломку техники, которая может произойти при ее эксплуатации. Следует знать, что обычно основным аргументом арендодателя при поломке техники является ее неправильная эксплуатация арендатором. Поэтому, лучше арендовать авто с современной КМУ, оборудованной приборами безопасности, которые не допускают перегрузки установки и нежелательных контактов стрелы с опасными предметами, а также в памяти которых хранятся все действия установки. Эту будет весомым аргументом в выяснении причин поломки техники.
Итак, испытав автомобиль с КМУ технически и экономически (то есть, получив определенную прибыль), перевозчик принимает решение купить кран манипулятор. Это можно осуществить разными путями. Во-первых, выбрать нужную марку крана-манипулятора и заказать его установку на определенное автомобильное шасси. Во-вторых, сделать выбор из готовых, укомплектованных таких авто. А, в-третьих, можно прицениться к грузовикам с кранами-манипуляторами на вторичном рынке, где они сравнительно хорошо представлены.
Следует учесть, что часть из этих автомобилей имеет небольшой пробег (шасси) и малую наработку в моточасах (КМУ). Причин продажи таких авто может быть только две. Это, либо банкротство перевозчика вследствие кризисных процессов, либо неполадки с КМУ. Верить продавцу, что такая техника продается в связи с обновлением автомобильного парка, нельзя. Здесь, скорее всего, второй вариант. Поэтому перед покупкой такого авто, в обязательном порядке необходимо произвести диагностику, как шасси, так и установки. Сделать это лучше всего на СТО дилерской компании этой техники, которая указана в документах на автомобиль.
Можно поступить и проще, сэкономив при этом средства и время – выяснить в компании, которая, согласно документам, устанавливала на автомобиль (VIN-код №…) КМУ №…, действительно ли это соответствует действительности. И, если да, то осуществлялось ли в дальнейшем техобслуживание этого авто или производился его ремонт и в каком объеме. Добросовестный продавец обычно вместе с авто передает комплект документов о прохождении им техобслуживания или ремонта вместе с актами выполненных работ и счетами их оплаты.
Убедившись, что с «бумагами» все в порядке, необходимо тщательно осмотреть технику. В первую очередь нужно убедиться в отсутствии механических повреждений силовой установки крана. Они возможны, если кран использовался не по назначению, например, для вытаскивания или выталкивания застрявшей машины. Это часто случается (авто просто садится на мост) при доставке грузов на дачные участки с раскисшими дорогами. При этом стрелы манипуляторов деформируются.
После этого необходимо осмотреть резинотехнические изделия силовой установки, а именно: сальники, гидроцилиндры, шланги высокого давления, а также места их крепления – штуцеры. Здесь не должно быть подтеков масла. И, следует знать, что у техники, которая даже и не эксплуатируется, РТИ под воздействием ультрафиолетового (солнечного) излучения покрываются микротрещинами или, как говорят, стареют. Кроме того, если техника стоит без дела, участки штоков гидроцилиндров крановой установки, которые находятся вне цилиндров (не вдвинуты в них), могут подвергаться коррозии изнутри. Так как их хромовое покрытие имеет пористую поверхность, которая пропускает влагу. Не обнаружив признаков коррозии, можно начинать окончательные торги.