ESP — система активной безопасности автомобиля

ESPСовременное развитие авто технологической мысли неразрывно связано с понятиями «экология» и «безопасность». Внедрение Абс в авто жизнь изменило мышление не только лишь водителей, да и конструкторов, открыв тем дверь к развитию умственных систем активной безопасности. Фактически все следующие системы безопасности строятся на базе Абс. Не исключением стало и возникновение системы активной безопасности ESP (Electronic Stability Program).  Современные системы безопасности, такие как TCS и ESP, существенно делают лучше маневренность в зимнее время.

Не было бы счастья, да несчастье посодействовало

В первый раз система ESP была сотворена компанией Bosch в 1995 году, но, как и всякая непростая технологическая новинка, не сходу заполучила симпатии масс ввиду уж очень завышенной цены, запрашиваемой дилерами при выборе данной функции.

Захватить популярность посодействовала, как ни удивительно, неувязка с первым малогабаритным Мерседес-бенз А-класса. Из-за диспропорциональных размеров кузова он имел склонность к опрокидыванию, что поставило крест на его продажах. Совладать с, как казалось, неизлечимой заболеванием посодействовала установка с февраля 1998 года на авто Мерседес-бенз А-класса подходящим образом настроенной системы ESP. Что позволило показать эффективность новой на те времена системы ESP.

Но если в случае с Мерседес-бенз А-класса установка ESP было вынужденно-необходимым шагом, то проведенные английской ассоциацией The Society of Motor Manufacturers and Traders исследования выявили последующую тенденцию: всего 10% обитателей Европы вообщем в курсе, что же все-таки это такое и как действуют ESP. Другие просто не представляют ценности системы ESP и заместо нее выбирают функции, повышающие комфорт салона. Для популяризации новой системы безопасности та же ассоциация провела тест-драйв при поддержке профессионалов из Bosch. Сущность теста заключалась в выполнении упражнения «лосиный тест», т. е. нужно было объехать в один момент показавшееся недвижное препятствие. Тест проводился поначалу с включенным, а потом с выключенным ESP на скорости 80 км/ч. С отключенной ESP все до одного утратили контроль над машиной, что в реальной ситуации точно привело бы к аварии. Зато при задействованной системе стабилизации водители смогли удержать машину на правильной линии движения и потом выровнять автомобиль. Проведение данного теста показало, что наличие ESP компенсирует маленький опыт «экстремального» управления автомобилем практически у всех автовладельцев.

В 2003 году исследования, проходившие в Швеции, узнали, что число машин, снаряженных системой стабилизации и ставших участниками ДТП, на 22% меньше, чем машин без этой системы. При всем этом если выделить из общего числа аварии, которые случились на скользком дорожном покрытии, то разница вырастет до 32%. В Стране восходящего солнца те же исследования проявили разницу примерно на 30-35 %. В Германии эта цифра добивается 21%.

Механизм работы ESP

Современная система активной безопасности ESP взаимосвязана с Абс и TCS — антипробуксовочной системой, также с блоком управления движком. Структурно ESP состоит из электрического блока-контроллера, который повсевременно обрабатывает сигналы, поступающие с бессчетных датчиков: скорости вращения колес, при всем этом употребляются стандартные датчики Абс, поворота управляющего колеса, давления в тормозной системе.

Основная же информация поступает с 2-ух особых датчиков: угловой скорости относительно вертикальной оси автомобиля и датчика поперечного ускорения, время от времени это устройство именуют G-сенсор. Конкретно этот G-сенсор фиксирует появление бокового скольжения на вертикальной оси, определяет его величину и информирует контроллер о начале заноса. При всем этом в каждый момент ESP знает, с какой скоростью едет автомобиль, на какой угол повернут руль, какие обороты у мотора, есть ли занос и т.д.. Обрабатывая сигналы с датчиков, контроллер повсевременно ассоциирует фактическое поведение автомобиля с тем, что заложено в программке. В случае если поведение автомобиля отличается от расчетного, контроллер осознает это как появление небезопасной ситуации и стремится поправить ее.

Возвратить автомобиль на подходящий курс система может, давая команду Абс + EBD на выборочное подтормаживание 1-го либо нескольких колес. Какое из их нужно замедлить — фронтальное либо заднее, наружное либо внутреннее по отношению к повороту — система определяет сама зависимо от ситуации.

Притормаживание колес система производит через гидромодулятор Абс, создающий давление в соответственной тормозной магистрали. Сразу на блок управления движком ECU поступает команда на сокращение подачи горючего и уменьшение, соответственно, вращающего момента на колесах.

А чтоб водителю было проще сохранить контроль над машиной, самые современные системы стабилизации к тому же помогают повернуть руль в подходящую сторону. Вмешиваясь в работу усилителя управляющего управления, «продвинутая» ESP позволяет крутить руль в подходящую ей сторону намного легче, чем в ненадобную.

При всем этом работа системы осуществляется всегда в всех режимах движения: при разгоне, торможении, движении накатом. А метод срабатывания системы находится в зависимости от каждой определенной ситуации и типа привода автомобиля. К примеру, в повороте датчик углового ускорения фиксирует начало заноса задней оси. В данном случае на блок управления движком подается команда на уменьшение подачи горючего. Если этого оказалось недостаточно, средством Абс притормаживается наружное фронтальное колесо. И т.д., в согласовании с программкой. Схожей системой, кстати, обладает тестированный автомобиль Тоета Avensis.

На ESP возлагай надежды, а сам не плошай

Система активной безопасности ESP является одной из важных частей комплекса активной безопасности автомобиля. Она исправляет ошибки в управлении и нередко помогает выйти из ситуаций, в каких средний шофер на обыкновенном автомобиле растерял бы контроль и, может быть, попал бы в ДТП.

Главное достоинство ESP — это возможность управлять автомобилем, не имея способностей «экстремального» вождения, и тут как раз и кроется самая основная опасность — способности ESP по исправлению небезопасной ситуации не безграничны.
Система ESP создана для увеличения курсовой стойкости автомобиля. Но эта система не может предупредить ДТП, которое является следствием резкого маневрирования на высочайшей скорости движения автомобиля.

Уменьшение эффективности работы ESP, обычно, связано с состоянием узлов тормозной системы, т. е. это состояние тормозных колодок и дисков, работоспособность амортизаторов. Также на эффективность ее работы оказывает влияние качество тормозной воды и состояние протектора покрышки. Не считая того, значимый вклад в курсовую устойчивость заносит давление в покрышке и верный подбор колесных дисков. Не следует забывать и про рассредотачивание груза в багажнике — так именуемая развесовка автомобиля. Но это те характеристики, которые поддаются преждевременному контролю, в то время как есть моменты, которые ни одна современная электроника не способна предвидеть.
Такими «сюрпризами», обычно, является состояние дорожного покрытия. И одни из основных виновников ДТП — ямы и выпуклости дорожного покрытия.

Заглядывая в будущее

Последующим шагом развития систем активной безопасности является круиз-контроль, реализуемый за счет разных систем, включая ультразвуковые датчики и SBC (Sensotronic Brake Control), электрогидравлическую систему тормозов, где процессом торможения управляет электроника.

Европейский парламент принял постановление об неотклонимой установке систем ESP на новые авто. Согласно документу, с ноября 2011 г. этой системой активной безопасности должны будут оснащаться все новые модели легковых и грузовых автомобилей, регистрируемые в Европейском Союзе. А с ноября 2014 г. закон распространяется на все без исключения новые авто.

Европейская программка оценки новых автомобилей (EuroNCAP), в рамках которой проводятся авторитетные крэш-тесты, включила ESP в новый метод оценки безопасности с февраля 2009 г. Согласно новым правилам программки, с 2010 г. наивысшую оценку — 5 «звезд» будут получать только модели автомобилей, оборудованные ESP в комплектации стандарт. 

В критичной ситуации, которую обусловила ESP, особый контроллер увеличивает чувствительность у датчиков, которые отвечают за срабатывание подушек безопасности. Что позволяет открыть подушки с опережением и выиграть дополнительные миллисекунды. В конечном счете это существенно увеличивает уровень пассивной безопасности автомобиля.

По материалам журнальчика «Автопредложение»

Похожие посты

Лада Веста Спорт: наконец-то объявлена цена

CarsLiga

Марка Ravon перезапускается в России

CarsLiga

Производитель комплектующих для АВТОВАЗа вышел на прибыль

CarsLiga

Оставить комментарий