В МВД решили создать приказ, детализирующий норму закона «О милиции», которая разрешает стражам порядка пользоваться чужим автомобилем «в случаях, не терпящих отлагательства». Самое главное новаторство — появилась норма о возмещении по просьбе понесенных автолюбителями расходов или причиненного им вреда.
В большинстве случаев идет речь о том, что авто употребляется без отстранения водителя от управления. «Ситуации, когда полицейский сам садится за руль, а автолюбителя просит выйти, единичны», — заявил источник РБК daily в МВД.
Проектом приказа главы МВД Владимира Колокольцева предписывается обо всех случаях заимствования автомобилей у организаций и людей докладывать рапортом в дежурную часть по месту службы полицейского. При всем этом рапорт должен оказаться в «дежурке» уже после использования чужого автотранспорта, а вот о самом факте «экспроприации» дежурный должен быть уведомлен по телефону, как говорится в приказе, «немедленно». По данным РБК daily, приказ будет подписан министром до конца этого года.
После спецоперации с привлечением машины, байка, а в неких случаях лодок, яхт, снегоходов, вертолетов и личных самолетов сотрудник милиции, согласно приказу, «передает тс оперативному дежурному органа внутренних дел по месту несения службы». При передаче осуществляется осмотр транспорта с внедрением средств фото- и видеофиксации.
Уведомление и передача собственнику его автомобиля — уже задачка дежурного. Если полицейский не успел взять номер телефона, то обладателя будут находить по госномерам. Если у автолюбителя нет претензий к возвращенному автомобилю, то он расписывается в документе, подтверждающем это. Если же автовладелец отыщет царапинки либо посчитает, что из-за отъема автомобиля он понес вещественный вред, он должен будет написать заявление тому же дежурному. Решать, стоит выплачивать гражданину упущенную выгоду и вправду ли автомобиль пострадал при погоне, будет начальник полицейского подразделения.
На данный момент акцент изготовлен на пресечении злодеяний, преследовании преступников, в то время как закон «О милиции» поначалу гласил о необходимости проезда к месту стихийного бедствия, доставлении в поликлиники людей и уже позже о правоохранительной деятельности. «Пропало и такое основание использования транспортным средством, как следование к месту сбора личного состава по тревоге», — отмечает экс-замглавы правового департамента МВД, доктор юридических наук Иван Соловьев.
Юристы уже лицезреют противные коррупционные способности. Страж правопорядка, поцарапав авто, будет утверждать, что так и было, или, напротив, шофер, у которого машина уже была малость повреждена, станет утверждать, что передал ее в безупречном виде. Не считая того, у оперативников появится возможность чинить авто собственных знакомых за экономный счет.