Правка кузова автомобиля

Aвтoлюбитeлю нaвряд ли дoстaвит удoвлeтвoрeннoсть вoзникнoвeниe нa кузoвe eгo aвтoмoбиля дaжe мaлoзнaчитeльнoгo нeдoстaткa, вeдь устрaнeниe сxoжeй «мeлoчи» oн дoлжeн oплaтить из сoбствeннoгo кoшeлькa. В рeмoнтнoй мaстeрскoй клиeнт пoпрoсит выпoлнить рaбoту oтмeннo и зa приeмлeмую стoимoсть. Прaвкa кузoвa aвтoмoбиля — трудoзaтрaтный прoцeсс и бeз спeциaльнoгo инструмeнтa тут нe oбoйтись.

Прeдстaвим, идeт рeчь o нeдoстaткe, зaключaющeмся вo вмятинe в двeри. Для eгo испрaвлeния мoгут быть примeнeны двa мeтoдa:

  • с внeдрeниeм кoмплeктa рычaгoв;
  •   спoсoб мaгнитнoй лoкaции.
  • Прeдпoсылкoй для внeдрeния кoнкрeтнo этиx мeтoдoв будeт тo, что данный недостаток можно поправить с внутренней стороны двери кузова, за ранее разобрав ее.

    Более большие вмятины можно выправить последующим образом:

  • используя молоток и контропору;
  • используя рихтовочный молоток;
  • при помощи пневматических устройств;
  • термическим методом.
  • Хоть какой из этих методов правки просит следующего окрашивания отрихтованной поверхности. Доступность к поверхности недостатка с оборотной стороны будет нужно только для его устранения при помощи рихтовочного молотка и коктропоры.

    К методам восстановления, требующим следующего окрашивания поверхности, следует отнести также поверхностную обработку кузова:

  • нанесение замазки;
  • пайка (лужение).
  • Чтоб лучше усвоить сущность вышеперечисленных методов, перед предстоящим изложением материала следует привести некие принципные сведения о специфичных свойствах кузовной стали.

    Упругость листовой стали

    При изготовлении кузова легкового автомобиля сваривают огромное количество деталей из листовой стали. Одни из их, к примеру панели крыши либо дверей, не достаточно изогнуты, другие, такие как пороги дверей либо лонжероны, имеют еще более сложную конфигурацию. Если рукою надавить на середину панели крыши, она прогнется без особо огромного усилия, но только до определенной глубины. После прекращения нажатия произойдет упругое восстановление начальной формы крыши. Ее края, напротив, деформировать таким методом не получится.
    Каковы предпосылки, лежащие в базе различного поведения 1-го и такого же материала?

    Листовая сталь кузова сохраняет приданную ей форму благодаря наличию в ней внутренних напряжений. До того времени пока эти напряжения будут превосходить приложенное снаружи усилие, всегда будет наблюдаться упругое восстановление начальной формы: как следует, материал — в этом случае панели крышиобладает упругостью. Приложение более высочайшего усилия, превосходящего величину внутренних напряжений, вызовет необратимую деформацию материала, и после прекращения воздействия силы лист сохранит новейшую форму.

    Вобщем, материал при всем этом не разрушится, а новенькая форма также будет владеть упругостью. Сейчас, правда, будет не так просто поменять эту вновь приобретенную форму либо возвратить листу прежнюю конфигурацию, так как внутренние напряжения стали выше. Таким макаром, за счет придания листовой стали той либо другой формы ее твердость увеличивается. Конкретно по этой причине края панели крыши нереально деформировать рукою. Способность листа деформироваться и связанное с ней увеличение жесткости имеют допустимые пределы. Если нередко либо очень очень деформировать материал, произойдет его разрушение.

    Вышеизложенное можно резюмировать последующим образом:

  • листовая сталь кузова сохраняет упругость до того времени, пока прилагаемое к ней усилие не превзойдет допустимой величины;
  • листовая сталь после превышения предела упругого сопротивления начинает деформироваться пластично;
  • хоть какое пластическое деформирование приводит к повышению жесткости листа и появлению в нем дополнительных внутренних напряжений;
  • нередко повторяемое пластическое деформирование приводит к разрушению материала.
  • Каким образом эти характеристики связаны с поведением листовой стали при деформировании кузова и следующем восстановлении начальной формы? Когда на поверхности листовой стали, в итоге удара происходит образование вмятины, на границе перехода от нее к сохранившейся без конфигурации поверхности появляется зона сжатия (скопления материала), в то время как в остальной части вмятины образуются зоны растяжения.

    Если отбить вмятину в центре, листовой материал в зонах растяжения немедля покоробится. Это значит, что в итоге каждого удара молотка будет происходить образование новых зон растяжения и сжатия. Чем больше возникнет таких зон, тем наименее контролируемо будет происходить выравнивание поверхности. Потому при рихтовке поверхности необходимо стремиться к тому, чтоб имеющиеся зоны растяжения/сжатия разрушились, а новые не могли образоваться, другими словами рихтовку всегда следует производить от краев вмятины к ее середине. Чтоб обеспечить выравнивание напряжений в материале, ударам рихтовочного молотка всегда следует подвергать огромную поверхность.

    Рихтовку всегда начинают от края вмятины, перемещаясь по спирали к ее центру. В определенных ситуациях не удается вернуть первоначальную форму при помощи только молотка. К примеру, металлической лист на большой площади вокруг вмятины может так очень пружинить, что удары молотком окажутся неэффективны, а повышение силы этих ударов приведет только к образованию дополнительных неровностей. В схожих случаях молвят: молоток «не вытягивает». Ограниченные по силе и действенные удары можно наносить, только подставив с оборотной стороны листа опору. В связи с этим для выравнивания кузова практически всегда употребляют два инструмента: рихтовочный молоток и контропору.

    Итак, рихтовка листовой стали имеет последующие принципные особенности:

  • деформация листового материала сопровождается образованием зон растяжения и сжатия;
  • при устранении вмятин следует избегать образования дополнительных зон напряжения, потому рихтовку следует производить от краев вмятины к ее центру;
  • чтоб рихтовочным молотком можно было наносить ограниченные по силе удары по нежестким поверхностям панелей кузова, употребляется контропора.
  • Рихтовочные инструменты и принцип их деяния

    Если кто-то захотит приобрести особый инструмент для проведения кузовных работ, то будет поражен огромным многообразием предлагаемого ассортимента. Разобраться в нем поможет описание более употребительных инструментов для правки кузова и специфичности их внедрения.

    Рихтовочный молоток

    Недостаток кузова в виде углубления можно убрать при помощи специального рихтовочного молотка с довольно большой площадью рабочей поверхности, имеющей круглую форму. Если случаем нанести удар краем такового инструмента, на поверхности обрабатываемого материала навряд ли остается отпечаток, тем паче если рабочей поверхности придана немного выпуклая форма.

    Рихтовочный молоток с круглой поверхностью непригоден для исправления изъянов в местах отбортовки листовой стали. В данном случае еще удобнее пользоваться молотком с квадратной рабочей поверхностью. Если последняя будет немного выпуклой, это позволит предупредить появление дополнительных изъянов листовой стали, обусловленных случайным перекосом при ударе, но точность правки кузова в зонах отбортовки станет недостаточно высочайшей.

    Итак, описанный чуть повыше инструмент, который принято именовать универсальным рихто- вочным молотком, характеризуется последующими различительными признаками:

  • круглая либо квадратная, плоская либо выпуклая рабочая поверхность;
  • сделанная из древесной породы длинноватая и узкая ручка, повышающая точность при рихтовке.
  • Следует избегать повреждения полированной рабочей поверхности рихтовочного молотка, потому неприемлимо его внедрение для работы с зубилом и проведения других подобных операций.

    Молоток с насечкой

    Для устранения вмятин размером около 10х10 мм, находящихся на ровненькой поверхности листовой стали, использовать ранее описанный рихтовочный молоток нереально, потому что площадь его рабочей поверхности перекроет площадь зоны повреждения. Обработка вмятины от ее края к середине будет фактически невозможна: каждый удар рихтовочного молотка приведет к появлению дополнительных напряжений на краях вмятины. В схожей ситуации используют молоток, который имеет плоскую рабочую поверхность, снабженную, подобно ратфилю, узкой перекрестной насечкой. Благодаря этому при нанесении ударов обеспечиваются только точечные контакты молотка с восстанавливаемой поверхностью, что предутверждает возникновение дополнительных напряжений в обрабатываемой зоне.
    Главные особенности молотка с насечкой:

  • плоская круглая либо квадратная рабочая поверхность;
  • маленькая перекрестная насечка на рабочей поверхности.
  • Молоток с заостренной рабочей поверхностью

    Во время движения автомобиля некие предметы, находящиеся в багажнике в незакрепленном состоянии, передвигаются по его дну и с большой силой ударяются о внутренние стены, что может привести к образованию глубочайших вмятин малеханького поперечника. Попытка убрать схожий недостаток при помощи обыденного рихтовочного молотка, имеющего огромную рабочую поверхностью, приведет к деформации неповрежденных участков. Для устранения схожих изъянов более подходящ молоток с остроконечной рабочей поверхностью, имеющей очень небольшую площадь. Четкое совмещение верхушки конусообразной вмятины с острым концом рабочей поверхности молотка позволяет убрать такую вмятину без внедрения контропоры. Для уравновешивания массы обратная сторона молотка нередко снабжается рабочей поверхностью круглого сечения, тогда и таковой инструмент может употребляться как обыденный рихтовочный молоток.

    Молоток с заостренной рабочей поверхностью имеет последующие особенности:

  • наличие острой рабочей поверхности с одной стороны и круглой рабочей поверхности с обратной стороны;
  • круглая рабочая поверхность может быть плоской либо немного выпуклой.
  • Растягивающий молоток

    Если размеры плоского квадратного либо прямоугольного железного листа на искосок различаются, то оба угла, надлежащие более длинноватой диагонали, окажутся приподнятыми. Мастера именуют таковой лист «перекошенным». Чтоб «перекошенный» лист вновь стал плоским, нужно прирастить длину более недлинной диагонали. Это получается из-за вытягивания листа: растягивающим молотком наносят удары повдоль недлинной диагонали. Чтоб на восстанавливаемой поверхности не оставалось отпечатков, рабочей поверхности молотка присваивают немного выпуклую конфигурацию.

    Особенности растягивающего молотка:

  • круглая и немного выпуклая рабочая поверхность;
  • обратная сторона молотка часто выполнена в виде разглаживающей рабочей поверхности.
  • Разглаживающий молоток

    После выравнивания листовой стали средством рихтовочного молотка и контропоры на его верхней стороне образуются бессчетные микроуглубления, имеющие форму «кратеров». Их избавляют при помощи так именуемого разглаживающего молотка, владеющего плоской рабочей поверхностью. Чтоб в процессе обработки не оставалось отпечатков, таковой молоток нередко делают из алюминия.

    Особенности разглаживающего молотка:

  • плоская круглая либо квадратная рабочая поверхность;
  • молоток выполнен из алюминия.
  • Молоток для однобокой разгонки

    Под однобокой разгонкой предполагается процесс перевоплощения листовой полосы в 8-образную заготовку, что не очень нередко встречается в практике правки кузовной стали. Разгонка осуществляется средством молотка с заострением на рабочей поверхности, которая имеет округлую конфигурацию. Клинообразное заострение «разгоняет» металлической лист Глубина проникания клина находится в зависимости от формы рабочей поверхности. Особенности молотка для однобокой разгонки: — рабочая поверхность снабжена маленьким острием;
    —    круглая плоская рабочая поверхность обратного конца молотка.

    Молоток для правки глубокотянутых деталей кузова

    Идет речь об инструменте с рабочей поверхностью специальной формы. Он употребляется в тех случаях, когда появляется необходимость устранять вмятины в недоступных глубокотянутых элементах кузова (а именно, в кожухе фары крыла), и имеет круглую и выпуклую рабочую поверхность.

    Особенности молотка:

  • по внешнему облику он припоминает топор;
  • круглая рабочая поверхность имеет огромную неровность;
  • имеет рабочую поверхность с одной стороны.
  • Особые молотки для выпрямления кузова

    Зависимо от определенной цели есть самые различные варианты конструктивного выполнения рихтовочных молотков. Различают молотки, созданные для растяжения и разглаживания листового материала, молотки, снабженные разглаживающей и заостренной рабочими поверхностями, и т. п. Эти инструменты изготавливают из самых различных материалов: алюминий, древесной породы, резины, пластмассы, но в большинстве случаев из стали. Известны комбинированные конструкции, когда, на пример, пластмассовая рабочая поверхность молотка привинчивается либо приклеивается к железному основанию. Более мягенькие материалы для рабочей поверхности следует использовать в тех случаях, когда не желают создавать дополнительные напряжения в листе во время рихтовки. Применение такового молотка в купе с медной контропорой позволяет рихтовать детали кузова, имеющие маленькие вмятины, без разрушения лакокрасочного покрытия.

    У другого варианта молотка рабочая поверхность состоит из 2-ух частей и снабжена насечкой. При ударе происходит сжатие выправляемого материала и предотвращается его растяжение. Аналогичен по принципу деяния молоток, обтянутый резиной, рабочая поверхность которого снабжена выштампо- ванной спиралеобразной насечкой. При ударах таким молотком рабочая поверхность листового материала искривляется, по этому снимаются внутренние напряжения.

    Но рассчитывать на то, что за счет внедрения рихтовочного молотка той либо другой конструкции произойдет волшебство, ни при каких обстоятельствах не следует. Основная неувязка выравнивания листового материала — неизменное появление новых зон растяжения и сжатия — все равно будет оставаться. В итоге качество рихтовки определяется приемущественно уровнем мастерства жестянщика.

    Контропоры

    Так как существует огромное обилие форм поверхностей кузова, где оборотная сторона подвергаемых правке деталей кузова доступна, прибегают к использованию огромного числа различных по собственной конфигурации контропор, которые время от времени именуют также «ручными кулаками».

    Контропора с профилем рельса

    Если нужно выправить крыло либо боковину, в большинстве случаев к оборотной стороне этих деталей кузова имеется довольно удачный доступ. В связи с наличием острых ребер и фасонных частей для рихтовки и схожих деталей следует использовать контропору с большой площадью граней и несколькими ребрами.

    Контропора отличается последующими признаками:

  • сечение припоминает жд рельс;
  • рабочие поверхности полированные.
  • Универсальная контропора

    Возможно окажется, что поверхность подлежащего правке элемента кузова так глубоко деформировалась вовнутрь, что для ее возвращения в начальное положение не удается использовать рихтовочный молоток. В этой ситуации огромную помощь может оказать контропора, которую комфортно держать в ладошки и которая довольно тяжела, что позволяет ей уравновешивать силу удара рихтовочно- го молотка. Если к тому же такая опора имеет несколько ребер и закруглений, то ее можно использовать для рихтовки фактически хоть какой детали кузова. Конкретно по этой причине схожая контропора и получила заглавие универсальной.

    Соответствующие признаки универсальной контропоры:

  • она представляет собой громоздкую колодку практически прямоугольной формы, один конец которой закруглен, а 2-ой срезан под определенным углом;
  • узенькие стороны контропоры выпуклые, а широкие стороны плоские.
  • Фасонная контропора

    Углы фронтальных и задних крыльев имеют малый радиус закругления. Схожей конфигурацией должна владеть и контропора. В связи с этим была сотворена фасонная контропора   такой формы, что маленький поворот позволяет использовать ее для рихтовки деталей кузова с самыми резкими переходами от одной конфигурации к другой.
    Более соответствующие признаки фасонной контропоры:
    —    широкие округленные края поверхности;
    —    рабочие поверхности выпуклые.

    Плоская контропора

    Если правке подлежит дверь, доступ с оборотной стороны обычно бывает отчасти ограничен. Не считая того, дверь обладает конфигурацией поверхности с достаточно плавным рельефом. Как следует, контропора для таких мест должна представлять собой плоское, легкое, выпуклое изделие.

    Контропора обтекаемой формы с насечкой

    Специальные признаки плоской контропоры: — по внешнему облику она припоминает плитку. Есть различные варианты выполнения чекана для правки ступеней, кромок либо мест стыка.

    Если правке подлежит капот, при этом вмятина образовалась на ровненькой плоской его части, хоть какое растяжение материала приводит к появлению в этом месте вспучивания. Растяжение листовой стали может быть ограничено благодаря использованию контропоры, которая соприкасается с оборотной стороной рихтуемой поверхности обилием точек. Другим ее преимуществом будет то, что она может применяться для окончательного шлифования в качестве ратфиля в тех местах, где рабочий ход подобного инструмента бывает очень ограничен. Из-за нередкого использования контропоры в роли ратфиля насечка, но, будет равномерно стираться, и контропора будет прилегать к кузову все большей площадью, другими словами вырастет возможность растяжения рихтуемой поверхности.

    Контропора с насечкой имеет последующие отличительные признаки:

  • широкая сторона по форме припоминает поперечное сечение крыла самолета;
  • на широкую сторону нанесена перекрестная насечка;
  • плоская узенькая сторона размещается под прямым углом к широкой стороне.
  • Рихтовочные рычаги и подложки

    Отдельные поверхности кузова, к примеру боковые стены в области задних стоек, недоступны с оборотной стороны. В схожей ситуации, пользуясь рихтовочным рычагом, избавляют более глубочайшие вмятины. Для этого обеими руками жмут на длиннющий конец рычага, возвращая поверхность в первоначальное положение. После устранения грубых неровностей правку продолжают при помощи рихтовочных подложек. Такая подложка представляет собой тонкий инструмент, рабочий конец которого обширнее, чем область перехода к ручке. Рихтовочная подложка может иметь скрученную либо изогнутую конфигурацию.

    Данной подложкой можно создавать удары, в том числе и в ограниченном пространстве. Некие особые рихтовочные подложки снабжены насечкой, предотвращающей сильное растяжение поверхности при ударе. Особенное преимущество внедрения рихтовочных подложек проявляется при правке некординально деформированных огромных площадей. Подложку прикладывают к выпуклой части кузова и наносят сверху удары молотком. Благодаря этому поверхность панели кузова сдвигается в направлении удара (эффект пружинного молота).

    Похожие посты

    Дорожные сборы с грузовиков в России

    Обзор: «Киа Рио» против «Шевроле Авео»

    Сотрудники ГИБДД вооружились планшетными компьютерами

    Александр

    Оставить комментарий