Прощай, SAAB!

Легендарный шведский автоконцерн с этого момента становится достоянием истории. 19 декабря SAAB подал в трибунал заявление о собственном банкротстве

А ведь еще неделю вспять перспективы SAAB выглядели довольно оптимистично. После длительных поисков стратегического напарника шведы тормознули на китайских компаниях Zhejiang Youngman и Pangda, которые до конца года должны были купить 100% акций SAAB. Соглашение об этом было подписано 28 октября, а уже 15 декабря китайские компании перечислили 1-ые $5 млн на погашение неотложных долгов SAAB. До конца года планировалось перечислить еще $40 млн, что позволило бы рассчитаться с поставщиками девайсов и выплатить заработной платы рабочим, а общая сумма сделки составляла $100 млн. Не считая того, китайцы планировали вложить в развитие SAAB более €650 млн и вывести фирму на безубыточный уровень к 2014 году.

В общем, перспективы вырисовывались не такие уж и нехорошие. SAAB на сто процентов переходил под контроль китайцев, но ужасного в этом ничего не было. К примеру, Volvo тоже находится под контролем китайской компании Geely, Ягуар и Land Rover принадлежат индийской Tata, что не мешает этим фирмам развиваться и с оптимизмом глядеть в будущее. Более того, на сегодня для многих именитых автопроизводителей альянс с индусами либо китайцами тотчас является истинной палочкой-выручалочкой. В качестве примера можно вспомнить легендарную английскую фирму MG. После того как бесталантные английские менеджеры стопроцентно развалили британский автопром, MG не канула в Лету только поэтому, что ее заполучил китайский концерн SAIC. Китайцы пообещали, что возродят MG, и слово свое сдержали: в создание уже запущены три стопроцентно новых модели, при этом китайцы сохранили завод в британском городке Лонгбридже. И если ранее MG медлительно и непредотвратимо потухал, то сейчас, за счет китайского рынка, марка воспрянула духом и уже возвратилась в Европу. Ну и рабочие места в Великобритании сохранились.

По схожему сценарию могло бы развиваться и возрождение SAAB. Тем паче что, в отличие от MG, шведский автоконцерн на сегодня имеет наполовину освеженный модельный ряд, ну и популярность SAAB в Европе и в особенности в США не сопоставить с MG. В общем, все шансы на фуррор были. Но в дело вмешался прошлый обладатель SAAB – южноамериканский концерн Дженерал моторс, которому все еще принадлежит часть акций шведского автоконцерна, и сделку «зарубил». Причина – нежелание янки делиться своими технологиями с китайцами. Вот поэтому янки предпочли похоронить SAAB, а не дать ему развиваться далее.

В этой связи появляются очень огромные сомнения в адекватности представителей Дженерал моторс. Они как и раньше считают, что GM является ведущим мировым автоконцерном; правда, при всем этом напрочь запамятывают, что собственному успеху последних лет должны не своим разработкам, а разработкам корейского отделения GM-DAT, ранее известному как Daewoo. Конкретно корейские машины, реализующиеся по всему миру, включая Россию, под маркой Шевроле не позволили Дженерал моторс совсем пойти ко дну. Хотя банкротства концерну не удалось избежать. Естественно, южноамериканские технологии в моделях SAAB есть, но сверхнаивно мыслить, что китайцы, если захочут, не получат к ним доступ. В том же самом Китае Дженерал моторс имеет несколько совместных компаний, а по китайским законам каждый зарубежный производитель, решивший выпускать авто на местности Поднебесной, должен предоставить китайским властям полную техно документацию. Которая совсем «случайно» может попасть к «местным» китайским автоконцернам. И такие случаи наверное были, беря во внимание неограниченное количество нелицензионных копий американских, европейских и японских автомобилей, выпускающихся в Китае.

Так что технологии Дженерал моторс в автомобилях SAAB – это секрет Полишинеля. Уж если китайцы захочут что-то украсть, они это совершенно точно украдут. Так что еще разумнее в этом случае было бы пойти навстречу китайским компаниям, решившим купить SAAB, чем ставить на нем крест и самим оставаться с носом. Конкретно так поступил Форд, продав в свое время принадлежавшую ему Volvo китайской Geely, а Land Rover и Ягуар – индийской Тата. И бог с ним, что технологии Форд достались индусам и китайцам.

Но Дженерал моторс решил повторить известный «подвиг» унтер-офицерской вдовы, которая сама себя высекла. И результаты этого более чем неадекватного шага не замедлят сказаться, при этом очень стремительно. Взять, например, кроссовер SAAB 9-4X, который выпускается на мексиканском заводе Дженерал моторс в г. Рамос-Аризба на одном конвейере с одноплатформенным собратом Cadillac SRX. В скором времени, в связи с исчезновением марки SAAB, выпуск этого кроссовера будет на сто процентов прекращен. Кто проиграет от этого сначала? Те же самые америкосы, т. к. мощности завода останутся недозагруженными. А это может повлечь увольнение рабочих и, как следствие, конфликт с профсоюзами и выплаты компенсаций. Не считая того, в автомобилях SAAB имеется огромное количество узлов и агрегатов, производимых Дженерал моторс. Сейчас придется корректировать и их создание, при этом в сторону уменьшения. А на носу – очередной виток кризиса, который еще непонятно с какой силой пнет GM. Вроде бы не пришлось в очередной раз выбрасывать белоснежный флаг, бежать за подаяниями в Конгресс, а потом и объявлять себя нулем. Через все это Дженерал моторс совершенно не так давно уже проходил. Но недавнешние уроки менеджеров GM, похоже, ничему не обучили. Поначалу они отказались продавать русским покупателям принадлежащий им Опель, также сославшись на нежелание делиться технологиями, сейчас та же история повторилась с SAAB. Ну и хорошо бы у GM положение было бы размеренным и сверхустойчивым! Тогда можно было бы себя вести как собака на сене. Но нет же, соперники наступают со всех боков и, того и гляди, скоро совсем выгонят GM из фаворитной группы.

К огорчению, когда это произойдет, уже не будет существовать такая самобытная марка как SAAB. Появившись на свет в 1948 году и сразу обратив на себя внимание рядом уникальных и инноваторских разработок, SAAB в 1990 году перебежал под крыло Дженерал моторс, что и предрекло его последующую судьбу. Под «гениальным» управлением янки SAAB неумолимо деградировал, а в кризис 2008-2009 гг., получив из-за некомпетентности собственных топ-менеджеров нокаутирующий удар, Дженерал моторс с трудом удержался на плаву, но при всем этом выслал на дно некие из принадлежавших ему брендов, одним из которых стал и SAAB. Вобщем, судя по всему, этот перечень еще далековато не полный.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*