Преимущества газового топлива для грузовиков

По оценкам профессионалов, XXI век — это век газового горючего. Это, конечно, не случаем. По своим свойствам газовое горючее более всего приближается к представлениям об безупречном моторном горючем. И если легковые авто «преуспели» в использовании пропан-бутана, то для грузовиков в качестве кандидатуры горючему мировой опыт предпочитает метан. Как обстоит с этим дело у нас?

Одна из самых современных глобальных тенденций в области автопромышленности — это переход на другие виды горючего, из которых самым передовым и животрепещущим на сей день является газовое горючее. В более продвинутых тут странах внедрение газомоторных автомобилей идёт семимильными шагами. К примеру, в Пакистане таких автомобилей уже 81,5% от общего автопарка (сравните, в Рф — 0,25%). Глобальными фаворитами по количеству газобаллонных автомобилей являются Иран, Аргентина, Бразилия, Индия, Китай. Кстати, если сопоставить этот перечень со перечнем более развивающихся экономик мира,то можно отыскать прямую связь (случаем ли это?). В Европе в этом вопросе уверенно лидирует Италия.

Активное внедрение «метановых» авто в мировом автопромышленность зиждется на трёх китах: Экономичность, Экологичность и Безопасность. Разберём эти три составляющие. Посчитаем?

Здесь, кажется, и обосновывать нечего. Поглядите сами на «ценник» хоть какой автозаправки: ДТ — 33 рубля/литр, бензин АИ-92 — 28 рублей/литр, пропан — 12 рублей/литр, метан — 9 рублей/литр. Малая стоимость метана неминуема и обоснована тем фактом,что газ, извлекаемый из недр, употребляется без всякой следующей переработки. Но для неуверенных всё же приведём «цифровые» примеры из реальной практики эксплуатации газомоторных автомобилей.

Пример 1. Анализ эксплуатации 8 газовых дорожных машин ЭД-405АГ в Набережных Челнах за 12 месяцев при их общем пробеге 311 тыщ км показал, что издержки на ГСМ при эксплуатации на газе составили 1 429 146 рублей. Подобная эксплуатация на ДТ имела бы в «топливных затратах» 3 806 292 рубля. Разница — 2 377 146 рублей!!! Впечатляет?!
Пример 2. Анализ эксплуатации 30-ти газовых городских автобусов НЕФАЗ-5299-30-31 в Краснодаре за 12 месяцев 2011 года: общий пробег — 1 848 тыщ км, издержки на газ — 9 255 352 рубля. Эксплуатация на ДТ «принесла» бы издержки в сумме 19 143 110 рубля. Тут разница ещё больше — 9 887 758 рублей!!!

Последующий фактор экономичности — это изностойкость газового мотора. Дело в том, что природный газ, в отличие от других видов горючего (бензина,дизтоплива),всегда остаётся в газовой фазе независимо от температуры мотора, что стопроцентно исключает возможность ухудшения смазочных параметров моторного масла. В итоге, долговечность газового мотора растет в 1,4 — 1,6 раза, соответственно, меньше расходов на ремонтные работы.

Ещё один важный фактор — экономия горючего. Главный показатель сортности горючего — октановое число (чем оно выше,тем горючее лучше) метана оно от 105 до 120 единиц, другими словами его детонационная стойкость выше, чем у образца этого показателя — изооктана. Это качество позволяет использовать природный газ не только лишь для всех видов находящихся в эксплуатации движков с искровым зажиганием, да и форсировать эти движки по степени сжатия, улучшая мощностные и экономические характеристики.

Чем дышим и что оставим в наследие детям?

2-ая причина активного внедрения газомоторных автомобилей — экологическая безопасность. Из всех органических видов горючего самым незапятнанным в экологическом плане является конкретно метан. Метан не содержит таких частей, как свинец и другие вещества. При его сгорании появляется существенно наименьшее количество вредных веществ по сопоставлению с другими видами горючего (к примеру, выбросы угарного газа в 5-10 раз меньше,окислов азота в 1,5-2 раза меньше, углеводородов в 2-3 раза меньше, чем у двигателя внутреннего сгорания). Также еще ниже у газового мотора и образование оранжерейного газа (двуокиси углерода).

По данным Минприроды до 80% загрязнения воздуха в больших городках составляют выхлопы автотранспорта. По данным ФГБУ «УГМС Республики Татарстан», уровень загрязнения атмосферного воздуха в таких городках, как Казань,Набережные Челны, Нижнекамск в 2012 году характеризовался как «высокий», в городках Альметьевск, Бугульма — как «повышенный». А газовые движки по всем своим экологическим характеристикам соответствуют жёстким требованиям Евро-5 и могут позволить уменьшить экологическую нагрузку.

Не считая того, природные ресурсы метана на порядок превосходят припасы нефти. И, что самое главное, фактически весь добытый из недр газ употребляется. Ведь на самом деле дела природный газ, извлекаемый из недр, состоит из метана до 99%. Нефтяные же горючего получаются после переработки, при всем этом толика светлых нефтепродуктов далека от 100%. Другими словами применение нефтяного горючего просит большего истощения природных ресурсов, чем потребляется горючего. К тому же, по оценкам профессионалов, ресурсы нефти истощатся через 30-50 лет, а в случае перевода тс на газовое горючее,«топливная безопасность» населения земли составляет более 200 лет.

Опасается тот, кто не знает!

Третье преимущество газового горючего — безопасность. Есть расхожее мировоззрение о возможной угрозы газового оборудования, установленного на авто. Причём высказывают это мировоззрение, обычно,те автомобилисты и ремонтники, которым не приходилось эксплуатировать и обслуживать такие авто. Как понятно, всякая фобия появляется от неведения (вспомните детство —  всё самое ужасное находится в тёмной комнате либо за шторой).Но результаты проведенных исследовательских работ и тестов обосновали, что метан является самым неопасным видом моторного горючего. Сравните сами:нижний предел температуры самовоспламенения у метана — 650°С, у дизтоплива — 320°С, у бензина — 250°С. Последующее: спектр пожароопасных концентраций метана находится в границах 4,0-15,0% объёма, а у паров дизельного горючего —  1,1-8,0%.

А далее фантазии испытателей смогли бы позавидовать даже «разрушители легенд» с телеканала Дискавери. Результаты испытаний таковы: металлической цилиндр с газом не выдерживает только выстрела бронебойной пулей, обычная пуля для него неопасна. Но экспериментаторы не тормознули на этом: был проведён экстремальный тест, при котором «газовый автомобиль» сбрасывали с высоты 10-ти, …17-ти, …23-х, …и, в конце концов, 30-ти метров — никакой утечки газа не вышло! Далее — больше: были проведены тесты на «поджаривание» баллонов с газов на костре и взрывание их динамитом… Результат — баллоны с газом остаются невредимыми даже в самых жёстких критериях. Приведём ещё один пример для самых мнительных: при пожаре, произошедшем 6 июля 1990 года в автобусном парке в городке Утрехте (Нидерланды), автобусы сгорели дотла, а все баллоны остались невредимы — никакого взрыва к огорчению «газоненавистников» не вышло (сработали плавкие клапаны-предохранители,которые стравили газ).

Метан практически вдвое легче воздуха, потому в случае разгерметизации оборудования он сходу улетучивается, а не оседает в отличие от других видов горючего. Метан не токсичен, не канцерогенен. Это самое неопасное горючее для здоровья людей и всего живого на Земле. По систематизации горючих веществ по степени чувствительности метан заходит в самый неопасный 4-ый класс.

Итак, казалось бы, достоинства внедрения газовых автомобилей ясны и понятны всем. Так почему же тормозится их внедрение? С этим вопросом мы обратились к руководителю компании ООО «РариТЭК», являющейся дистрибьютором и стратегическим партнёром ОАО «КАМАЗ» по авто технике, работающей на компримированном природном газе (метане).

 Комментарий генерального директора ООО «РариТЭК» Рафаэля Батыршина:

 — Достоинства и перспективы газомоторных автомобилей так очевидны, что они неизбежно будут внедрены в жизнь. Вопрос только в том, как стремительно. Но сейчас ситуация уже кардинально поменялась — пошла настоящая господдержка на федеральном уровне, принимаются нужные муниципальные законы и Постановления Правительства. Более того, уже на данный момент действует пилотный проект в 10 регионах Рф. А Татарстан — республика номер один в этой работе. 6 марта прошло совещание с ролью Председателя Совета директоров ОАО «Газпром», Председателя Правления и генерального директора ООО «Газпром газомоторное топливо» Виктора Зубкова и Президента Республики Татарстан Рустама Минниханова. Перед совещанием мы вместе с генеральным директором ОАО «КАМАЗ» Сергеем Когогиным провели презентацию газомоторных автомобилей КАМАЗ и автобусов НЕФАЗ, работающих на компримированном природном газе (метане). Было решено, что до 1 апреля 2013 года рабочая группа с ролью представителей Татарстана и ОАО «Газпром» должна представить проект программки развития рынка газомоторного комплекса в РТ.

Трудности, естественно, есть. В решении задачки более активного внедрения газомоторного горючего нужен полный подход по созданию подходящих критерий для развития газомоторного бизнеса. Основная неувязка — отсутствие инфраструктуры, недочет специализированных заправочных станций. Также нужны меры стимулирования производителей и потребителей газомоторной автотехники (подобные тем субсидиям, грантам, дотациям и налоговым льготам, что есть во всех странах, являющихся фаворитами по внедрению «газа»). Не считая того, нужно переломить пассивную позицию администраций городских образований и субъектов РФ, не желающих без наружного толчка по «пятой точке» отрешиться от обычных нефтяных видов моторного горючего.

Со собственной стороны мы с ОАО «КАМАЗ» повсевременно расширяем модельный ряд газомоторных автомобилей. Не считая того, принято решение о совместном продвижении и реализации газобаллонных автомобилей через дилерскую сеть автозавода. Сервисная сеть ОАО «КАМАЗ» также интенсивно участвует в сервисном обслуживании. Сервисная сеть ОАО «КАМАЗ» интенсивно врубается в работу по продвижению и реализации газомоторных автомобилей, также компанию сервисного обслуживания инноваторской техники. В общем, процесс пошёл, и кто ранее поймёт все достоинства, которые даёт эксплуатация «газовых» автомобилей,тот ранее будет в выигрыше, а догонять и ожидать, как говорится, ужаснее нет.

Источник: журнальчик «Грузовоз»

Похожие посты

Прощай, SAAB!

Утилизация автомобилей. Сколько стоит, кто платит, где утилизировать

Новая Honda Accord: не для Старого Света

Александр

Оставить комментарий