В 2016 году Сербия может начать беспошлинные поставки Fiat в РФ

Прeдпoлaгaeтся, чтo oбъeм бeспoшлиннoй тoргoвли мeжду Сeрбиeй и Рoссиeй нe прeвысит 5 тыс. aвтoмoбилeй в гoд с oбeиx стoрoн

В рoссийскиx aвтoсaлoнax ужe в 2016 гoду мoгут пoявиться мoдeли Fiat 500X, 500L и Punto сeрбскoй сбoрки. Прeдвaритeльнoe сoглaшeниe o рeжимe бeспoшлинныx пoстaвoк этиx мaшин дoстигнутo мeжду Eврaзийским экoнoмичeским сoюзoм (EAЭС) и Сeрбиeй, a oфициaльнoe зaкрeплeниe дoгoвoрeннoсти сoстoится нa мaйскoм сaммитe высшeгo совета ЕАЭС в Астане, где среди прочего будет рассматриваться вопрос свободной торговли с балканской страной, сообщил Лайфу в российском правительстве. Переговоры о поставках сербских «фиатов» идут с 2013 года, но существенных подвижек удалось достигнуть только сейчас, благодаря недавнему прогрессу в вопросе поиска путей для российского газопровода в Европу, отмечают эксперты.

Соглашение о беспошлинной торговле между Россией и Сербией было подписано еще в 2000 году. В его рамках Россия экспортирует углеводороды, минеральные удобрения, металлы и промышленное оборудование в Сербию. Из балканской страны импортируются продукция химической промышленности, одежда и обувь, продовольствие. В 2015 году товарооборот между странами составил $1,64 млрд.

Однако в договоре с Сербией беспошлинный импорт автомобилей был исключен, и этот пункт теперь планируется исправить. Россия — крупный рынок сбыта, который мог бы помочь сербскому заводу Fiat (на 67% в собственности Fiat, на 23% — правительства Сербии) в городе Крагуевац реализовать свои мощности (свыше 330 тыс. машин в год). На данный момент они не вырабатывают и 2/3 от своих возможностей. В 2013 году, когда российский рынок был на пике, сербы рассчитывали нарастить сборку до 100-150 тыс. за счет экспорта в Россию.

Впрочем, сейчас на эти объемы сербам не приходится рассчитывать, считает торговый представитель России в Сербии Андрей Хрипунов:

«Предполагается рассмотреть возможность предоставления взаимных квот до 5 тыс. единиц на беспошлинные поставки автомобильной продукции из Сербии. По российской эквивалентной квоте на сербский рынок могли бы поставлять продукцию российского автопрома: городские автобусы «Лиаз» (входит в «Группу ГАЗ») и коммерческие автомобили «Газель», легковые автомобили «АвтоВАЗа».

Для координации вопроса будут созданы две рабочие группы: одна с сербской стороны, в другую войдут представители ЕАЭС. В Евразийской экономической комиссии (ЕЭК — регулирующий орган ЕАЭС), которая будет курировать процесс, Лайфу сообщили, что приступят к работе, как только получат соответствующие указания.

— В случае принятия решения о начале переговоров ЕЭК действительно будет курировать этот вопрос. Пока не можем обозначить возможный срок начала действия такого соглашения, какие товары оно будет охватывать, и когда могли бы начаться поставки, но с учетом того, что режим свободной торговли уже установлен между Россией, Беларусью, Казахстаном и Сербией возможно предположить, что переговоры могли бы пройти в динамичном режиме, — ответил Лайфу помощник министра по торговле Евразийской экономической комиссии Юрий Арманд.

В российском представительстве Fiat Chrysler Automobiles (FCA) рассказали, что вопрос о поставках автомобилей сербской сборки в Россию ждут давно.

— Тема отмены налоговых пошлин на ввоз автомобилей Fiat давно обсуждается. История развивается, но ни к какому логическому концу пока не приходит. Договоренности на политическом и административном уровне реализуются не так быстро, как в бизнесе, и нужно долго ждать результатов. А политикам, как известно, нужна выставка достижений: поговорили, обсудили, — пояснил директор по связям с общественностью российского представительства Fiat Group Кирилл Устинов.

Для компании Fiat в России беспошлинные поставки из Сербии — последний шанс удержаться на рынке. В 2015 году суммарно концерн (Fiat, Chrysler, Jeep, Dodge, Alfa Romeo) реализовал 5,9 тыс. автомобилей, годовое падение продаж составило 70%.

На заводе итальянской компании в Сербии производятся хэтчбек Punto, компактный кроссовер 500X, и микровэн 500L. Из них в Россию поставляется только модель Punto. Но ввиду непопулярности найти последнюю у дилеров, к примеру, сейчас невозможно.

— После разрыва с Sollers позиции Fiat в России ослабли. В марте 2016 года компания продала всего лишь 253 автомобиля. Но импорт сербских машин на льготных условиях способен поправить положение. Продажи могут вырасти до 1-2 тыс. автомобилей в месяц. Однако в целом все будет зависеть от темпов восстановления российского авторынка, а также ценовой и маркетинговой политики Fiat, — считает аналитик «ВТБ-Капитала» Владимир Беспалов.

С российской стороны интерес в экспорте автомобилей выразили не только ГАЗ и «АвтоВАЗ», но и «КамАЗ». Правда, российский производитель тяжелых грузовиков пока свое решение относительно Сербии не принял.

Помимо продвижения своих автомобилей, у России может быть интерес к Сербии, связанный с возобновлением строительства южного российского газопровода в Европе. Болгария рассчитывает убедить Еврокомиссию дать «зеленый свет» на возобновление проекта «Южный поток», утверждает Лайфа в российско-болгарской межправительственной комиссии.

В случае положительного решения еврокомиссаров, помимо крупного рынка сбыта российского газа (в прошлом году он вырос на 26% до 1.7 млрд куб м) Сербия станет транзитером голубого топлива на территорию Европы.

— Сербия может стать крупным транзитером российского газа в Европу. Локальные газопроводы могут направить в Черногорию и Хорватию. Сейчас российский газ поступает на Балканы через Украину и Венгрию, то есть с севера-востока. Но теперь речь идет о тотальном развороте движения голубого топлива через юго-восток: газ пойдет по дну Черного моря в Болгарию, далее в Сербию, а затем через территорию Венгрии поступит в австрийский газораспределительный узел и оттуда в другие европейские страны. Для России это серьезная альтернатива экспорту газа через территорию Украины, которую уже не назовешь надежным партнером, — поясняет эксперт фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Экономические связи с Сербией нужны России для продвижения своей энергетической стратегии, полагает старший консультант Балтийского центра социальных исследований Олег Андреев.

— Сербия всегда позитивно смотрела на строительство альтернативного газового трубопровода через свою территорию. Это обеспечивает не только экономическую выгоду, но и рост мирового веса и престижа государства, — заключил политолог.

Похожие посты

Оборудование для автомобильных кондиционеров

Подготовка атомобиля к весне

Александр

Фотогалерея Peugeot 2008: в погоне за Opel Mokka

Оставить комментарий